понедельник, 22 июля 2019 г.

На Брестчине по амнистии-2019 освободят около 600 человек

«Закон об амнистии» был принят парламентом страны в конце июня и вчера подписан президентом. Это первый подобный документ за четыре года - до этого амнистия в последний раз проводилась в 2015 году. Пока Закон не был официально опубликован. Когда это произойдет, начнется девятимесячный срок проведения амнистии. На свободу из исправительных учреждений выйдут более 6,5 тысячи человек. В том числе - порядка 600 заключенных по Брестской области. Куда они пойдут? Где будут работать? Чем им помогут правоохранительные органы? И о чем не стоит забывать, отбывая наказание, чтобы рассчитывать на досрочное освобождение? Обо всем этом говорим с помощником прокурора г. Бреста юристом 1-го класса Еленой ШЕРКО.


Фото Николая Чеберкуса
- Зачастую люди, которые освобождаются из мест лишения свободы (будь то по амнистии или по отбытию срока наказания), лишаются социальных и бытовых связей. Их выселяют с места жительства по решению суда, они теряют контакты с родственниками. Поэтому Законодательством предусмотрен механизм ресоциализации и адаптации данных лиц. После освобождения из мест лишения свободы граждане должны стать на учет в органах внутренних дел. Они собственноручно заполняют анкету, исходя из которой устанавливаются их образование, возможность работать, специальность, трудовой стаж, а также лица, с которыми они планируют проживать. После постановки на учет ОВД обязаны помочь восстановить документы (паспорта и пр.) и выдать направление в управление по труду, занятости и соцзащиты горисполкома. Там лица, освобожденные из мест лишения свободы, могут стать на учет либо как безработные (в таком случае они могут рассчитывать на материальную помощь по безработице), либо как обратившиеся за содействием в трудоустройстве. Управление выдает несколько направлений на работу с учетом квалификации гражданина. Как правило, лица, освобождающиеся из мест лишения свободы, являются неквалифицированными рабочими и в силу этого обстоятельства не могут на равных конкурировать за рабочие места. Поэтому Законодательством предусмотрена система бронирования рабочих мест для освобожденных граждан. Ежегодно Брестский горисполком определяет список предприятий, которые обязаны предоставить такую броню. И в случае наличия вакансий лицо, освобожденное из мест лишения свободы, будет иметь приоритет на эту вакансию.

И эта система работает?

- Проблема есть. Большинство «забронированных» рабочих мест фактически не являются вакантными, а редкие свободные места не могут быть заняты бывшими осужденными в силу их низкой квалификации. Так, в 2018 году из 128 предприятий, определенных горисполкомом, 14 не предоставили вакансий для ранее судимых лиц. Однако в ходе проверок, проведенных прокуратурой города, выяснилось, что такие вакансии в течение года имелись, однако наниматели в нарушение Законодательства не предоставили информацию в службу занятости в пятидневный срок. В связи с этим прокуратурой города к нанимателям приняты меры реагирования.

А как быть с немногочисленными заключенными высокой квалификации? Например, врачами...

- Как правило, они осуждены по таким статьям Уголовного кодекса, которые в качестве дополнительного наказания предусматривают лишение права заниматься определенной деятельностью, занимать определенные должности. Это наказание вступает в силу после отбытия основного срока, поэтому условный врач, конечно, не сможет сразу после выхода из мест лишения свободы заняться медицинской деятельностью. К тому же, согласно Законодательству Республики Беларусь, лица, совершившие должностные преступления, не могут быть освобождены условно-досрочно или претендовать на замену наказания на более мягкое.

Как решается жилищный вопрос для бывших заключенных?

- Если лицо утратило социальные и бытовые связи, ему негде жить, для таких случаев в Бресте создана комната ресоциализации. Указанная комната имеет всего шесть койко-мест, в связи с этим обеспечить потребности всех лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, она не может. Чтобы туда попасть, отбывшие наказание лица должны написать заявление в ОВД с просьбой разместить их в комнате ресоциализации. Если места там есть, гражданина направляют на медкомиссию, чтобы удостовериться в отсутствии у него заболеваний, препятствующих проживанию в комнате. И в случае положительного заключения врачей ОВД ходатайствуют перед местными органами власти о заселении гражданина в комнату ресоциализации.

И сколько они там могут находиться?

- Срок проживания в комнате ресоциализации Законодательством не ограничен. На сегодняшний день большая проблема для Бреста - лица без определенного места жительства, в том числе освободившиеся из мест лишения свободы. Брестским горисполкомом ещё в 2017 году принято решение о выделении помещения для центра ресоциализации и адаптации лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию. Однако до настоящего времени центр не открыт, так как организационные мероприятия по введению его в эксплуатацию в полном объёме не проводились. В связи с этим прокуратурой города внесено представление в Брестский горисполком об устранении нарушений Законодательства. Центр рассчитан на временное пребывание лиц без определённого места жительства, кроме того планируется, что в нем будет оказываться ряд услуг (парикмахерская, прачечная и др.). Но пока вопрос об открытии центра не решен до конца.

Чем еще обязаны помочь правоохранительные органы бывшим заключенным?

- Лицо состоит на учете в ОВД до полного погашения судимости. Органы внутренних дел обязаны проводить с ним профилактическую работу, оказывать содействие в трудоустройстве, наркологическом лечении, в восстановлении документов. Однако, как установлено прокуратурой при проведении проверки, ОВД не всегда принципиально подходит к проведению профилактических мероприятий с судимыми лицами. В основном профилактические мероприятия сводятся к проведению бесед, которые не всегда являются эффективными в отношении ранее неоднократно судимых лиц, так как неоднократное совершение лицом преступлений свидетельствует о его нежелании социализироваться. С такими лицами органам внутренних дел необходимо проводить более эффективную профилактическую работу, что часто ОВД игнорируется.

А может ли заключенный каким-то образом «испортить» себе досрочное освобождение?

- Безусловно. Одним из главных условий досрочного освобождения является полное возмещение вреда потерпевшему. Исходя из ранее действовавших Законов об амнистии, если ущерб не до конца возмещен, амнистия не применялась. Если человек совершал повторное преступление в течение действия Закона об амнистии, она в отношении него также не применялась. Какие будут требования для применения амнистии в этом году, станет известно после официального опубликования Закона. Кроме того, необходимо отметить, что осуждённые, отбывающие наказания, не связанные с лишением свободы, обязаны соблюдать определённые требования и не нарушать общественный порядок. В период отбывания наказания осужденный, к примеру, может попасться в нетрезвом виде в общественном месте, за что привлекается к административной ответственности. В таком случае его могут признать уклоняющимся от отбывания наказания - тогда досрочное освобождение и другие поощрительные нормы уголовного Закона могут к нему не применяться.

Слово «амнистия» переводится с греческого «забвение», «прощение». Этим антично-торжественным словом власть обозначает акт государственной милости - смягчение наказания или освобождение от наказания граждан, осужденных судом, освобождение от уголовного преследования, снятие судимости, осуществляемое актом верховной власти в отношении определенной категории лиц. Несмотря на то, что за проволокой амнистии ждут как манны небесной, ни в одном из словарей блатной «музыки» вы его не найдете. Хотя оно там есть. Подобно тому, как грозное слово «следователь» на жаргоне будет «следак», так и государственная милость к падшим - всего лишь «амнуха». Так же, кстати, именуется у братвы и ампула с наркотиком. Неспроста?

Так как амнистия акт государственный, ее проведение, пусть и достаточно регулярное, осуществляется не каждый год и, что называется, по поводу. В Беларуси такими поводами могут быть юбилейные даты. В этом году для блага некоторых сидельцев повод - 75 лет освобождения страны от нацистов. Конечно, отпускают, уменьшают сроки и переводят на более мягкий режим содержания под стражей далеко не всех и не по жребию. Не попадают под амнистию осужденные за умышленные убийства и прочие особо тяжкие преступления. В амнистии 2005 года не подлежали милости осужденные, не погасившие задолженность по уголовным и гражданским искам. В текущем году останутся без прощения разоблаченные коррупционеры.

Чувство эйфории от досрочного освобождения, к сожалению, весьма кратковременно. И бывалые зэки это прекрасно знают. Система так устроена, что преступивший закон человек надолго, если не навсегда, попадает в зону особого внимания правоохранителей. При каждом отделе внутренних дел есть структура под названием уголовно-исполнительная инспекция, сотрудники которой держат под контролем всех отбывших наказание по суду. В масштабах республики примерно в течение трех дней после освобождения надо встать на учет в инспекции по месту жительства. И пребывать на нем вплоть до погашения судимости. А испытательный срок на воле равняется примерно тому сроку неволи, который был назначен судом. Если прибавить сюда же проблемы с трудоустройством... В стране, по официальным данным, около 30 тысяч человек находятся за решеткой. В пересчете на все население, включая престарелых и младенцев, это примерно каждый трехсотый белорус.


Автор: Иван ОРЛОВ
Источник: Вечерний Брест

Готов действовать >>  

Комментариев нет:

Отправить комментарий