четверг, 25 февраля 2021 г.

Всю жизнь «дети ГУЛАГа» живут в ссылке.

Всю жизнь «дети ГУЛАГа» живут в ссылке. Да, официально их реабилитировали, государство ещё в 1991 году обещало помочь им вернуться в родные города, но до сих пор этого не произошло.

Наши коллеги сняли небольшой фильм о том, как сейчас живут дочки репрессированных Евгения Шашева, Алиса Мейсснер и Елизавета Михайлова, и как юрист Григорий Вайпан помогает им отстоять своё право вернуться в Москву.

Он помог им выиграть дело в Конституционном суде, но Госудума так и не исправила законодательство, которое нарушает права  «детей ГУЛАГа».



Евгении Шашевой 70 лет, она живёт в посёлке Нижний Одес в республике Коми. Елизавете Михайловой 73 года, она живёт в разъезде Золотковский под Владимиром. Алисе Мейсснер 70 лет, она живёт в посёлке Рудничный в 250 километрах от Кирова, недалеко от спецпоселения Ожмегово. Эти женщины должны были родиться и жить в Москве. Они — дети москвичей, репрессированных в 30-х и 40-х годах прошлого века. Всю свою жизнь «дети ГУЛАГа» живут в ссылке — несмотря на то, что их родители официально реабилитированы, а закон 1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий» гарантирует им право возвратиться на прежнее место жительства семей. «В 1991 году государство дало им надежду, пообещало им возвращение, компенсацию их жилья. Прошло 29 лет. И всё это не сдвинулось никуда», — говорит юрист Григорий Вайпан. Он работает над этим делом уже 4 года и довёл его до Конституционного суда. В 2019 году дети репрессированных выиграли дело в КС, но Госдума не спешит исправлять законодательство. А правительство предлагает поставить их в общую очередь на жильё, чтобы они подождали в ней ещё 30 лет. 29 января 2021 года профильный комитет Госдумы рекомендовал отклонить поправки к законопроекту о «детях ГУЛАГа». Если во втором чтении Дума последует рекомендации комитета, жертвы репрессий так и умрут в ссылке. Сейчас законопроект по «детям ГУЛАГа» подвис. Назначенное на 9 февраля второе чтение перенесли на неопределённый срок. За отклонение поправок голосовали только депутаты от фракции «Единая Россия». Детей ГУЛАГа не так много. На всю страну осталось около 1500 жертв репрессий, ожидающих переезда. Каждый месяц эта цифра уменьшается. По просьбе ROMB Зака Абдрахманова съездила в гости к Елизавете Михайловой, Евгении Шашевой и Алисе Мейсснер, чтобы убедиться: государство не чувствует никакой ответственности за то, что произошло с этими людьми. Режиссёр: Зака Абдрахманова Креативный продюсер: Оксана Сербинова Камера, монтаж: Зака Абдрахманова Линейный продюсер: Анастасия Платонова Постпродакшн: Сергей Иорданишвили Благодарим Сhange.org и Ани Оганесян за помощь в подготовке фильма Ссылка на петицию: https://cutt.ly/jk3E68u​ 12+



×××
Как вернуться из 70-летней ссылки? / Редакция спецреп



Вы, должно быть, слышали о недавней инициативе ФСИНа привлекать заключённых к принудительным работам.


Эта новость всколыхнула дискуссию о временах ГУЛАГа, когда сотни тысяч семей лишились своих домов в крупных городах и были принудительно переселены в отдалённые районы страны.
По действующему закону о реабилитации жертв политических репрессий, потомки этих жертв имеют право вернуться и жить на прежнем месте, а государство должно предоставить им квартиру.


Вы удивитесь, но есть те, кто решил добиться этого права, и уже нашлись те, кто решил им противостоять.




За помощь в организации съёмок благодарим Музей истории ГУЛАГа: https://gmig.ru/




Дополнительно по теме:

Архипелаг ФСИН. Как устроена экономика тюремной системы России >>



Возрождать ли ГУЛАГ? >>



6 комментариев:

  1. Верховный суд отказал в иске «Детей ГУЛАГа» к Государственной Думе

    Об этом говорится в карточке дела.

    Причины отказа пока не известны, адвокаты еще не получили на руки текст определения.

    В суд обратились свыше 20 россиян-детей жертв политических репрессий в возрасте от 64 до 89 лет. Они требовали, чтобы депутаты нижней палаты парламента выполнили решение Конституционного суда о предоставлении им права вернуться в города, где были арестованы или откуда были вывезены их родители. В частности, речь идет о Москве, Санкт-Петербурге, Краснодарском и Ставропольском краях. Всего, по данным общества «Мемориал», которое власти считают иностранным агентом, в России насчитывается около полутора тысяч таких граждан.

    Представитель истцов, юрист Григорий Вайпан ранее рассказал, что за два года с момента принятие решения Конституционным судом Государственная дума так ничего и не сделала. Кроме того, на сегодня правительственный проект заморожен, а поправки к нему даже не рассматривались.

    В Государственной думе ранее обвинения в бездействии назвали безосновательными и отметили, что работа над законопроектом ведется.

    Представитель истцов, юрист Григорий Вайпан сообщил, что определение Верховного суда будет обжаловано во всех инстанциях, вплоть до Конституционного суда.

    ОтветитьУдалить
  2. ВС отклонил иск «детей ГУЛАГа» к Госдуме о жилье репрессированных
    Причина отказа пока неизвестна. Истцы жаловались на бездействие Госдумы, которая, как они считают, должна была узаконить право детей репрессированных на жилье в тех городах, где жили их родители
    Верховный суд отказался принять к рассмотрению коллективный иск детей жертв советских репрессий к Государственной думе, следует из данных картотеки суда. В Верховный суд иск поступил 28 октября, причины, по которым судья не принял его, пока неизвестны.

    Автором иска является Алиса Мейсснер. Ее мать в 1941 году была выслана сначала в Карагандинскую область (Казахская ССР), а затем в Кировскую область, где и родилась Мейсснер. Она указала в иске, что в соответствии с законом «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитированные, члены их семей и проживавшие с ними родственники могут вернуться в те местности и населенные пункты, в которых они проживали до незаконно вынесенных решений, и получить жилье.

    К иску присоединились несколько десятков потомков репрессированных в сталинские годы. У большинства заявителей репрессированные родители жили либо в центральной части Москвы, либо в Ленинграде.

    Истцы указали, что в 2019 году Конституционный суд предписал законодателям внести изменения в законодательство, чтобы действующая правоприменительная практика не препятствовала возмещению вреда реабилитированным. Однако Госдума это постановление не исполнила.

    Адвокат Алисы Мейсснер Григорий Вайпан рассказал РБК, что мотивы, по которым Верховный суд отказал в принятии иска, пока неизвестны.

    «Мотивы станут известны из текста определения, которое мы пока не получили. В любом случае мы будем его обжаловать во всех инстанциях вплоть до Конституционного суда. Потому что иначе получается, что люди лишены возможности добиться исполнения постановления КС в их пользу. По данным самого КС, с 2010 года Госдума не исполнила 35 его решений. <...> Иск «детей ГУЛАГа» — это первый случай, когда одна из самых пострадавших категорий граждан, люди весьма преклонного возраста, решила взять исполнение постановления КС в свои руки», — сказал адвокат.

    Вайпан добавил, что «дети ГУЛАГа» рассчитывают участвовать в доработке правительственного законопроекта.

    «В конце прошлой недели мы написали об этом письмо председателю Госдумы Вячеславу Володину. В письме мы подчеркиваем, что доработка законопроекта должна вестись публично и с использованием официальных процедур, предусмотренных регламентом Госдумы. К числу таких процедур относятся создание рабочей группы на базе профильного комитета, проведение парламентских слушаний, «круглых столов» и совещаний в профильном комитете. Мы просим привлечь к обсуждению самих «детей ГУЛАГа», их представителей», — пояснил адвокат.

    Один из заявителей, Владимир Горобец, отец которого был осужден в 1943 году на десять лет лишения свободы с конфискацией имущества, а позже направлен в ссылку в Красноярский край и реабилитирован в 1992 году, рассказал РБК, что имеет право вернуться на место проживания родителей — в самый центр Москвы, поскольку его отец жил на Арбате. Но дело движется медленно, «пока стою в очереди, в этой очереди будем лет 30 стоять, будем жить до 100 лет теперь», — сказал он.

    Инициатор иска Алиса Мейсснер рассказала РБК, что всем заявителям сейчас уже больше 70 лет. «Как-то медленно это все двигается, но хотелось бы побыстрее. Дело в том, что сейчас заваруха с пандемией, как-то медленно тянется», — отметила она.

    ОтветитьУдалить
  3. Верховный суд отказался принимать иск «детей ГУЛАГа» к Госдуме

    Верховный суд отказался рассматривать иск «детей ГУЛАГа» к Госдуме РФ. Информация об этом появилась в картотеке суда, внимание на это обращает телеграм-канал ЧТД.

    Причина отказа не поясняется.

    Ранее в ВС поступил коллективный иск от 23 человек — детей жертв сталинского террора, которые требуют исполнения решения Конституционного суда и предоставления им квартир в Москве и других крупных городах, откуда были выселены их родители.

    Ответчиком в иске числится Госдума РФ. Основным истцом выступает 70-летняя Алиса Мейсснер. Ее мать вместе с родителями жила в центре Москвы. В 1941 году их как немцев выслали из столицы на лесозаготовки. Мейсснер родилась в спецпоселении и до сих пор живет в поселке Рудничный Кировской области. 70-летняя потомственная москвичка живет в городе, полном зданий в руинах, рядом с заброшенным рудником и кладбищем немецких военнопленных.

    Самому старшему истцу 89 лет, самому младшему — 64 года. Еще один 74-летний истец умер незадолго до подачи иска. Все истцы имеют статус реабилитированных жертв политических репрессий.

    Закон «О реабилитации жертв политических репрессий» от 1991 года обязывает российские власти возместить ущерб тем, кто был отправлен в ссылку или лагеря ГУЛАГа, а также их родившимся в этих местах детям. Дети ГУЛАГа вправе вернуться на прежнее место жительства родителей и получить от государства социальное жилье в счет того, которое их семьи утратили из-за репрессий. Но реализовать это право почти невозможно.

    До 2005 года Госдума передала регионам полномочия самим выдвигать условия, на которых бывшие политзеки могут вернуться домой. К моменту, когда большинство детей ГУЛАГа смогли добиться реабилитации родителей, получить статус жертв репрессий и собрать документы о своей исторической малой родине, возможность туда вернуться практически была заблокирована.

    Самые жесткие препятствия установила Москва: только чтобы попасть в общую очередь на социальное жилье, пострадавший от сталинского террора должен проживать в столице не менее 10 лет (в большинстве регионов для этого как минимум стали требовать прописку), не иметь собственной жилплощади и обладать статусом малоимущего.

    Конституционный суд потребовал вернуть регулирование на федеральный уровень, но этого до сих пор не произошло.

    Дополнение.

    «Иск уже отчасти достиг своей цели, поскольку руководство Госдумы пообещало возобновить работу над законопроектом и учесть мнение «детей ГУЛАГа». Пока нам не известны мотивы, по которым Верховный Суд отказал в принятии иска. Мотивы станут известны из текста определения, которое мы пока не получили, — говорит представитель жертв, юрист Григорий Вайпан. — В любом случае мы будем его обжаловать во всех инстанциях вплоть до Конституционного Суда. Потому что иначе получается, что люди лишены возможности добиться исполнения постановления КС в их пользу. По данным самого КС, с 2010 года Госдума не исполнила 35 его решений, при этом КС признаётся, что у него нет возможности контролировать исполнение своих решений. Иск «детей ГУЛАГа» - это первый случай, когда одна из самых пострадавших категорий граждан, люди весьма преклонного возраста, решили взять исполнение постановления КС в свои руки».

    По словам адвоката, иск — это не разовая акция, а часть большой кампании за право пострадавших вернуться домой.

    «Мы будем использовать все доступные нам средства, чтобы люди смогли вернуться и получить жилье. В том числе мы рассчитываем участвовать в доработке правительственного законопроекта. В конце прошлой недели мы написали об этом письмо председателю Госдумы Вячеславу Володину. В письме мы подчеркиваем, что доработка законопроекта должна вестись публично и с использованием официальных процедур, предусмотренных регламентом Госдумы», — говорит Вайпан.

    ОтветитьУдалить
  4. «Дети ГУЛАГа» обжалуют отказ Верховного суда в Конституционном

    Верховный суд РФ (ВС) не будет рассматривать коллективный иск «детей ГУЛАГа» к Госдуме с требованием получить жилье в том городе, откуда их родителей выселяли во время репрессий. «Отказано в принятии заявления, возвращено в канцелярию»,— указано на сайте ВС. Причины, по которым ВС отказал, будут ясны позднее — после публикации текста определения.

    Юрист Григорий Вайпан, представляющий интересы 23 заявителей из числа жертв советских репрессий, пояснил “Ъ”, что иск, несмотря на отказ, «уже отчасти достиг своей цели». Он напомнил, что после новостей об иске председатель Госдумы Вячеслав Володин распорядился возобновить работу над законопроектом и учесть мнение «детей ГУЛАГа». Представитель истцов также заявил, что отказ будет обжалован «во всех инстанциях вплоть до Конституционного Суда».

    «Иначе получается, что люди лишены возможности добиться исполнения постановления КС в их пользу,— пояснил он.— По данным самого КС, с 2010 года Госдума не исполнила 35 его решений, при этом КС признается, что у него нет возможности контролировать исполнение своих решений. Иск "детей ГУЛАГа" — это первый случай, когда одна из самых пострадавших категорий граждан, люди весьма преклонного возраста, решили взять исполнение постановления КС в свои руки».

    Господин Вайпан надеется, что его доверители смогут «участвовать в доработке правительственного законопроекта», о чем ранее «дети ГУЛАГа» уже попросили господина Володина. Также авторы письма попросили привлечь к доработке законопроекта членов общественной палаты РФ, омбудсмена Татьяну Москалькову, членов президентского совета по правам человека и членов комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, созданной при президенте.

    Напомним, первый в истории коллективный иск к Госдуме был подан в октябре. 23 заявителя в возрасте от 64 до 89 лет, представляющие интересы более полутора тысяч человек, обратились в ВС с требованием признать незаконным бездействие Госдумы в вопросе обеспечения жильем детей репрессированных.

    Еще в 2019 году Конституционный суд признал за ними «право вернуться домой» — то есть получить жилье в том городе, откуда их родителей выселяли во время репрессий. Однако депутаты Госдумы заморозили один проект закона, а второй отклонили. Замороженный проект ранее был разработан Минстроем и предлагал поставить жертв репрессий в конец общей очереди на льготное жилье. Срок ожидания в такой очереди мог составить 25–30 лет, юристы указывали, что истцы «не дожили бы до получения жилья». Альтернативный проект параллельно внесли депутаты Госдумы Сергей Миронов и Галина Хованская. Он предусматривал «приоритетный порядок» получения жилья для «детей ГУЛАГа» по аналогии с ветеранами Великой Отечественной войны или ликвидаторами аварии на Чернобыльской АС.

    ОтветитьУдалить
  5. Верховный суд отказался принять коллективный иск «детей ГУЛАГа»

    Верховный суд России отказался принять коллективный иск к Госдуме детей жертв советских репрессий. Решение судебной коллегии об этом размещено в картотеке суда. Истцы требовали исполнить закон от 1991 года и решение Конституционного суда РФ от 2019 года, которые гарантируют им право вернуться домой.

    В описании дела иска указано, что он поступил в Верховный суд 28 октября. 1 ноября в принятии заявления было отказано, его вернули в канцелярию. Причины отказа не уточняются. Мотивы станут известны позже — из текста определения.

    «Мы будем его обжаловать во всех инстанциях вплоть до Конституционного суда. Потому что иначе получается, что люди лишены возможности добиться исполнения постановления КС [Конституционного суда. — прим.RTVI] в их пользу. По данным самого КС, с 2010 года Госдума не исполнила 35 его решений», — сообщил представитель истцов, юрист «Международного Мемориала»* Григорий Вайпан на своей странице в Facebook.

    Истцами выступают 23 человека из числа детей советских репрессированных — 16 женщин и семеро мужчин. Для подачи коллективного иска нужно не менее 20 истцов. Это позволяет авторам обращения выступать от имени всех, кто столкнулся с аналогичной проблемой.

    Самому старшему истцу 89 лет, самому младшему — 64 года. Еще один 74-летний истец умер незадолго до подачи иска. Они добиваются возвращения в Москву, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Крым, Орловскую область, Ростовскую область, Ставропольский край — откуда в свое время выселили их родителей. Все истцы имеют статус реабилитированных жертв политических репрессий, поскольку либо были репрессированы вместе с родителями, либо родились в ссылках или лагерях.

    27 октября 2021 года председатель Госдумы Вячеслав Володин поручил вице-спикеру Александру Жукову вместе с кабмином вернуться ​​к проработке законопроекта о социальном жилье для детей граждан, репрессированных в годы советской власти.

    «Мы будем использовать все доступные нам средства, чтобы люди смогли вернуться и получить жилье. В том числе мы рассчитываем участвовать в доработке правительственного законопроекта», — утверждает Вайпан.
    Иск «детей ГУЛАГа» стал первым в истории России коллективным иском о неисполнении решения Конституционного суда.

    О правах «детей ГУЛАГа»
    Закон «О реабилитации жертв политических репрессий» 1991 года обязывает российские власти возместить ущерб тем, кого отправили в ссылку или лагеря ГУЛАГа, а также родившимся в этих местах. Поскольку большинство репрессированных уже умерли, под действие закона попадают только их дети. По данным «Мемориала», речь идет о полутора тысячах пожилых людей. Они имеют право получить от государства социальное жилье в счет того, которое их семьи утратили из-за репрессий.

    Однако на практике закон не исполняется. В 2005 году Госдума передала регионам полномочия самим выдвигать условия, на которых бывшие политзаключенные могут вернуться домой. Из-за этого потомки жертв политических репрессий практически потеряли возможность реализовать свое право. Например, в Москве дожидаться очереди на социальное жилье приходится в среднем по 20-30 лет.

    В 2019 году решение Госдумы оспорили в Конституционном суде дети репрессированных москвичей Елизавета Михайлова, Евгения Шашева и Алиса Мейсснер. В декабре 2019 года Конституционный суд вынес постановление, в котором предписал федеральному законодателю усовершенствовать закон. Однако это решение до сих пор не исполнено.

    В июле 2020 года правительство России внесло в Госдуму законопроект, по которому дети репрессированных попадут в общую очередь и смогут получить жилье только через 25-30 лет. Документ приняли в ноябре 2020 года в первом чтении, но после критики его сняли со второго чтения.

    На декабрь 2020 года в жилье нуждались около 500 семей жертв политических репрессий, отчитывалась депутат Галина Хованская.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На проблему «детей ГУЛАГа» обращали внимание и правозащитники за рубежом. В частности, в ноябре 2020 года спецдокладчики ООН направили российским властям письмо, в котором потребовали обеспечить жильем потомков жертв репрессий в течение ближайших двух лет.

      О кампании #ПравоВернутьсяДомой
      Кампания #ПравоВернутьсяДомой была запущена российскими НКО «Международный Мемориал» и Институтом права и публичной политики* в 2020 году, чтобы помочь «детям ГУЛАГа» и их семьям вернуться на прежнее место жительства. В рамках кампании была запущена петиция на платформе Change.org.

      Иск «детей ГУЛАГа» стал частью этой кампании.

      *организация внесена Минюстом в список НКО, выполняющих функции «иностранного агента»

      Удалить