вторник, 24 августа 2021 г.

ПРОБЛЕМЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ И ЛИЦ, ОСВОБОДИВШИХСЯ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

 




В широком смысле под ресоциализацией следует понимать отражение государственной системы реагирования на криминальное поведение. Преследуя государственную цель в отношении осужденных, она представляет собой целостный процесс, который возможно реализовать через комплекс государственно-правовых мер, направленных на создание и функционирование (формирование) устойчивой, многообразной, эффективно действующей системы всех институтов, деятельность которых направлена на ресоциализацию осужденных.

Определяется, что ресоциализация в узком смысле слова – это целенаправленный процесс восстановления или приобретения социальных ценностей, норм, знаний, опыта, способностей, а также создания условий, необходимых и достаточных для формирования у осужденных поведенческих моделей, 
включающих основные элементы институциональных требований и предписаний (задача-минимум) и устойчивость самостоятельной позитивной социализации его личности
(задача-максимум) /Садовникова М.Н. Ресоциализация несовершеннолетних осужденных (по материалам Восточной Сибири): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук.
Владивосток, 2011. С. 16-17./

В настоящее время нерешенными остаются проблемы ресоциализации и социальной адаптации осужденных к лишению свободы как в теоретическом, так и прикладном
аспектах. Многие прогрессивные идеи Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года на практике не реализованы.

На ресоциализацию осужденных к лишению свободы направлены положения Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ), закрепляющие
основные права осужденных (ст. 12-15 УИК РФ), специальные права осужденных к лишению свободы (ст. 88-95, 98-101 УИК РФ), их законные интересы (ст. 96, 97, 175 УИК РФ), основные средства исправления осужденных (ч. 2 ст. 9 УИК РФ), в том числе труд, профессиональное образование и профессиональное обучение (ст. 103-106 УИК РФ, ст. 108 УИК РФ), воспитательное воздействие (ст. 109-110 УИК РФ, ст. 112-113 УИК РФ), а также возможность в период отбывания наказания в зависимости от поведения и отношения к труду улучшить условия содержания (ч. 1, ч. 2 ст. 120 УИК РФ, ч. 1, ч. 2 ст. 122 УИК РФ, ч. 1, ч. 2 ст. 124 УИК РФ, ч. 3, ч. 4 ст. 127 УИК РФ,
ст. 129 УИК РФ, ч. 4, ч. 5 ст. 130 УИК РФ, ч. 2, ч. 4 ст. 132 УИК РФ).

Следует отметить, что сам термин «ресоциализация» не закреплен в УИК РФ, однако он востребован законодателем в других нормативных правовых актах.

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Феде-
рации» (далее – закон) раскрывает понятие ресоциализации. Согласно ст. 25 закона, ресоциализация представляет собой комплекс мер социально-экономического, педагогического, правового характера, осуществляемых субъектами профилактики правонарушений в соответствии с их компетенцией и лицами, участвующими в профилактике правонарушений, в целях реинтеграции в общество лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и (или) подвергшихся иным мерам уголовно-правового характера. Однако в настоящее время орган, выполняющий такие
функции, не определен.

Ресоциализация осужденных к лишению свободы невозможна без их социальной адаптации, которая представляет собой комплекс мер и средств, направленных на подготовку к жизни на свободе. Социальная адаптация является обязательным компонентом ресоциализации. В соответствии
с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации подготовка осужденных к освобождению начинается
за 6 месяцев до окончания срока наказания (п. «а» ч. 1 ст. 97, ч. 3 ст. 121, ч. 5 ст. 132, ч. 4 ст. 133, ч. 1, ч. 2 ст. 180 УИК РФ), в то время как весь процесс, направленный на исправление осужденных, должен быть подчинен этой задаче и начинаться с первых дней исполнения (отбывания) наказания. Очевидно,
что от эффективности предпринимаемых мер зависит уровень рецидивной преступности в стране, а значит и безопасность общества в целом. /Борсученко С. А. Ресоциализация и социальная адаптация осужденных к лишению свободы: понятие, содержание, правовое регулирование // Юридический вестник Самарского университета. 2018. Том 1. № 2. С. 74-79./

В самой уголовно-исполнительной системе не предусмотрен вид исправительного учреждения, задачей которого являлась бы
социальная адаптация осужденных (по аналогии с европейскими открытыми тюрьмами). К тому же ч. 3 ст. 78 УИК РФ не допускает постепенную интеграцию всех категорий осужденных и их перевод в колонию-поселение даже перед освобождением. /Борсученко С. А. Социальная адаптация осужденных и меры по ее обеспечению: опыт зарубежных стран // Вестник РПА. 2013. № 1. С. 41-44./

По статистике 35 – 40 % осужденных в первый же год после выхода из колонии вновь совершают преступления. /Гусаров П. Н. Ресоциализация и адаптация осужденных: проблемы и перспективы пенитенциарной системы в России // Молодой ученый. 2018. № 22. С. 270-273./

Острым становится вопрос о необходимости создания социальной службы и введения в штат исправительных учреждений специалистов по социальной работе. В учреждениях УИС находятся 602 176 человек. При этом штатная численность персонала УИС — 295 967, то есть на каждого заключенного приходится 0,5 сотрудника ФСИН России. Именно поэтому основная цель расширения штата пенитенциарной системы – организовать в данных учреждениях различные виды исправительно-воспитательной работы с осужденными. Введение в штат этих учреждений высококвалифицированных специалистов в области социальной работы также поможет в решении проблем, связанных с ростом рецидивной преступности, особенно в подростково-молодежной среде. 

Кроме того, практически отсутствует какое-либо взаимодействие Федеральной службы исполнения наказаний, органов МВД с государственными и муниципальными учреждениями, призванными обеспечивать оказание государственных услуг и помощь населению. Работа с бывшими осужденными сведена к минимуму или вообще является формальной, не проводится учет и анализ результатов деятельности организаций уголовно-исполнительной системы по социальной реабилитации и адаптации отбывших наказание. /Косовский В.Б. Проблемы ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы // Теория и практика общественного развития. 2019. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-resotsializatsii-lits-osvobodivshihsya-iz-mest-lisheniya-svobody (дата обращения: 02.03.2020)./

Эффективная работа по ресоциализации и адаптации бывших осужденных невозможна без усилий со стороны государства, в том числе в виде финансирования и принятия необходимых законодательных актов. Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности высказался о необходимости обоснованного законодательного регулирования деятельности по реабилитации и социальной адаптации осужденных с учетом специфики контингента, находящегося в исправительных учреждениях. Решение таких вопросов требует тщательной и взвешенной проработки, поскольку служит обеспечению общественной безопасности в государстве. /Гусаров П. Н. Ресоциализация и адаптация осужденных: проблемы и перспективы пенитенциарной системы в России // Молодой ученый. 2018. №22.
С. 270-273./

По статистическим данным среди основных причин, побуждающих к совершению повторных противоправных действий, можно выделить социальную неудовлетворенность.
В связи с этим необходимо упростить и активизировать процесс трудоустройства, оптимизировать работу центров занятости населения при постановке на учет данных граждан.

В 2018 г. ФСИН России поддержала идею института наставников для адаптации бывших заключенных. Идея создания института наставничества предполагает, что бывшие
заключенные с помощью кураторов будут находить себе на воле честный заработок и реализовывать свои коммерческие, творческие и социальные проекты. Так, личные кураторы помогут решить очень важную проблему, стоящую перед российской системой исполнения наказаний – сокращение количества рецидивов среди освободившихся заключенных. /Гусаров П. Н. Ресоциализация и адаптация осужденных: проблемы и перспективы пенитенциарной системы в России // Молодой ученый. 2018. № 22.
С. 270-273./

В настоящее время во многих субъектах Российской Федерации созданы службы социального сопровождения лиц, освободившихся из мест лишения свободы, оказывающие помощь в трудоустройстве, предоставлении временного жилья, получении временной регистрации и т.д. /Голодов П. В. Зарубежный опыт и перспективы создания службы пробации в России: организационно-правовые аспекты // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2011. № 2 (14). С. 81-88./

Специалисты групп социальной помощи и поддержки осужденных совместно с заинтересованными службами исправительного учреждения: 
- составляют социальную карту на
каждого осужденного; 
- оказывают индивидуальную помощь; 
- информируют и консультируют осужденных по вопросам пенсионного и социального обеспечения; 
- организуют и проводят работу по подготовке к освобождению;
- оказывают содействие в решении вопросов трудового и бытового устройства освобождающимся из мест лишения свободы.

На пенитенциарном этапе ресоциализации и социальной адаптации должны проводиться следующие мероприятия: 
- тщательное изучение личности осужденного и отнесение
его к определенной категории с учетом психических характеристик, а также тяжести совершенного преступления;
- социальная адаптация осужденного к условиям исправительного учреждения, а также сохранение
социально полезных связей осужденных с
родными и близкими; 
- процесс активного применения средств воздействия на осужденных;
- подготовка осужденных к освобождению, которая включает в себя психологическую и социальную помощь, направленная на
успешную социальную адаптацию в обществе уже после отбытия наказания. /Нимарицына О. Ф. О стадиях ресоциализации и социальной адаптации лиц, приговоренных к лишению свободы // Молодой ученый. 2018. № 51.
С. 142-143./

Среди мероприятий на постпенитенциарном этапе:
 - восстановление статуса лица, освободившегося из мест лишения свободы;
- приспособление освобожденного из мест лишения свободы к условиям жизни на свободе и самостоятельное преодоление жизненных обстоятельств.

К механизму постпенитенциарной ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, относятся:

-  социальная диагностика – анализ состояния лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в различных сферах их жизнедеятельности с целью определения проблем их
функционирования с использованием методов диагностической беседы, наблюдения, интервьюирования, анкетирования, тестирования, а также корреляции;

социальная терапия – система целенаправленного воздействия государственных, общественных, религиозных организаций и
структур на состояние, поведение, психику лиц, освободившихся из мест лишения свободы, с целью их социального и психологического оздоровления;

социальная коррекция – деятельность субъектов постпенитенциарной ресоциализации по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального характера у лиц, освободившихся из мест лишения свободы, которые не соответствуют общепринятым ценностям и стандартам, с помощью методов восстановления, компенсирования, стимулирования и контроля со стороны органов государственной власти и местного управления.
/Бабаян С.Л. К вопросу о постпенитенциарной ресоциализации // Пенитенциарная наука. 2016. С. 13-19./

Эффективность ресоциализации на любом этапе достигается благодаря следованию основным принципам ее организации. К таковым относятся: 
- соблюдение прав и свобод осужденного; 
- системный подход (привлечение специалистов различного профиля: юристов, педагогов, психологов, воспитателей,
духовенства и др.); 
- равноправие (признание осужденного полноправным субъектом ресоциализации, в результате чего возможно выстраивание партнерских отношений между сотрудником и осужденным); 
- самопомощь (осужденный имеет право голоса, самостоятельного определения проблемы);
-  мотивация и активизация позитивного в осужденном
(мобилизация ресурсов и потенциала осужденных на самостоятельное решение проблемы); 
- дифференциация и индивидуальный подход (работа осуществляется с учетом специфических особенностей и проблем осужденных, т. е. ресоциализирующее воздействие оказывается на различные категории осужденных в зависимости от пола, возраста, профессии, состояния здоровья и других характеристик). / Латышева Л. А. Проблемы ресоциализации осужденных к лишению свободы: уголовно-исполнительный и криминологический аспекты : монография. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2017. С. 24./

Исходя из вышеизложенного представляется важным принять федеральный закон о социальной адаптации и реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы. В данном законе следует предусмотреть понятие, виды, принципы, субъекты, критерии и показатели, а также закономерности и механизм постпенитенциарной ресоциализации. Кроме того, необходимо регламентировать полномочия государственных органов, а также возможность участия институтов гражданского общества (общественных объединений, религиозных организаций, благотворительных обществ и граждан) по согласованию с
органами государственной власти и местного самоуправления субъекта Российской Федерации в сфере социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

На основе федерального закона субъекты Российской Федерации смогли бы скорректировать местные возможности бюджетного обеспечения.

Ресоциализация осуждённых в общем понимании подразумевает под собой процесс адаптации и восстановления навыков вхождения в социум после освобождения от наказания. Деятельность по восстановлению ослабленных или утраченных социальных функций за время отбывания уголовного наказания на территории Воронежской области организуют территориальный орган Федеральной службы исполнения наказаний (далее –УФСИН России по Воронежской области), исполнительная власть Воронежской области и общественные структуры. Остановимся подробнее на деятельности указанных
структур.

УФСИН России по Воронежской области насчитывает 11 учреждений для отбывания наказания осужденными, а также содержания лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в том числе 3 следственных изолятора, колонию-поселение, воспитательную колонию, 2 колонии общего режима, 3 колонии строгого режима, областную туберкулезную больницу.

Подготовка осужденных к предстоящему освобождению и оказание им в этой связи необходимой поддержки является ключевым моментом исправления и социальной адаптации человека в обществе.

Группы социальной защиты осужденных, имеющиеся в каждом учреждении УФСИН России по Воронежской области, осуществляют комплекс мероприятий, направленных на оказание содействия в решении вопросов трудового и бытового устройства освобождающимся лицам, подготовку их к адаптации в условиях полной свободы. Штатная численность сотрудников групп социальной защиты УФСИН России по Воронежской области (без учета Бобровской воспитательной колонии) составляет 16 человек, фактическая – 15 человек.

Для назначения и выплаты осужденным пенсий и других социальных пособий в исправительных учреждениях (далее – ИУ) организована работа по оформлению и направлению документов в отделения Пенсионного фонда. Процентное соотношение количества осужденных, получающих пенсии и другие ежемесячные выплаты, к количеству осужденных, имеющих право на их получение, составляет 100%, или 301 человек.

В 2019 г. из исправительных учреждений, расположенных в Воронежской области, освобождено 4 инвалида I и II групп, 1 человек размещен в доме престарелых и инвалидов (в 2018 г. – 0).

При отсутствии в личном деле необходимых документов сотрудники групп социальной защиты осужденных заблаговременно принимают меры к их розыску или оформлению. За 2019 г. 474 осужденным оказана помощь в оформлении документов на получение паспорта.

С целью успешной постпенитенциарной адаптации лиц, освобождаемых из исправительных учреждений, проводится работа по восстановлению и укреплению утерянных осужденными социально полезных связей. В 2019 г. 93 осужденных утратили социально полезные связи, из них 92 оказана помощь в их восстановлении.

Социальными работниками учреждений УФСИН России по Воронежской области осуществляется переписка с родственниками, органами местного самоуправления, организуются дни открытых дверей. В 2019 г. организовано
проведение 47 «Дней колонии» (в 2018 г. – 25).

Для поддержания социально полезных связей во всех исправительных учреждениях установлены видеотерминалы для проведения телефонных переговоров. Оборудованы кафе для проведения краткосрочных свиданий с родственниками.

В целях подготовки осужденных к условиям жизни на свободе и получения минимума правовых знаний, необходимых для решения вопросов трудового и бытового устройства, в учреждениях области действует «Школа подготовки осужденных к освобождению». Освобождающиеся граждане получают необходимые правовые знания, информацию о жизни на свободе. Особое внимание во время занятий уделяется разъяснению порядка трудоустройства, функций Федеральной службы по труду и занятости.

В исправительных учреждениях, расположенных в области, заключены соглашения с районными центрами занятости населения о взаимодействии в работе по оказанию помощи освобождающимся осужденным по вопросам трудоустройства. Составлялись совместные с центром занятости планы работы на 2019 г., согласно которым осуществлялись ежемесячные рабочие встречи по обмену опытом и совместному решению проблем занятости осужденных. Также в исправительных колониях ежеквартально проводились встречи осужденных с представителями Департамента занятости населения, в том числе с использованием «мобильных центров занятости». На занятия в школу по подготовке к освобождению в учреждения приглашаются сотрудники органов местного самоуправления, прокуратуры по надзору за соблюдением законов в ИУ, представители реабилитационных центров, отделов полиции районов области, юристы, медицинские работники.

В УФСИН России по Воронежской области введено в практику проведение видеоконференций с осужденными (в формате во-
прос-ответ), где специалисты центра занятости населения и Департамента социальной защиты населения не только отвечают на волнующие осужденных вопросы, но и предоставляют актуальную информацию о положении дел на рынке труда Воронежской области, услугах и мероприятиях службы занятости населения, государственных услугах, которые
оказывает центр, – организация профобучения, профориентация, о мерах социальной поддержки осужденных-инвалидов.

В 2019 г. 485 освободившихся осужденных нуждались в помощи в трудовом и бытовом устройстве. В результате проведенной работы в отношении 485 (100%) осужденных вопрос трудового и бытового устройства был решен положительно, в том числе в отношении 62 человек, не имеющих до осуждения постоянного места жительства. Во всех исправительных колониях установлены информационные терминалы, в которых ежеквартально обновляется информация об имеющихся вакансиях по Центральному федеральному округу.

В целях предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства, а также укрепления социально полезных связей и стимулирования к правопослушному поведению, осужденным предоставляются отпуска с выездом за пределы исправительного учреждения. В 2019 г. всего было предоставлено 23 выезда за пределы ИУ, из них: в ежегодный
отпуск – 11 осужденным; для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства – 11 осужденным; по исключительным личным обстоятельствам – 1 осужденному.

Для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства освобождаемых осужденных сотрудниками групп
социальной защиты осужденных направляются запросы в ОВД, органы местного самоуправления и органы занятости населения. К сожалению, в отдельных случаях непредоставление ответов создает дополнительные трудности в решении вопросов социальной адаптации осужденных.

В рамках реализации положений ст. 181 УИК РФ освобождающимся осужденным обеспечивается бесплатный проезд к месту жительства, выдается единовременная денежная выплата (далее – ЕДВ). Лимиты бюджетных обязательств, выделенных в 2019 г. для оплаты проезда и ЕДВ осужденным, освоены в полном объеме. Активно используется практика приобретения электронных проездных билетов к месту жительства освобождаемых.

Отдельное внимание следует обратить на деятельность по социальной адаптации при освобождении несовершеннолетних, отбывающих наказание в Бобровской воспитательной колонии (далее – ВК). На конец 2019 г. в ВК отбывали наказание 16 осужденных: из Воронежской (4 чел.), Тамбовской (4 чел.) и Ростовской областей (8 чел.). Всего из учреждения в 2019 г. освобождено 20 человек, из них 12 – условно-досрочно, 8 – по
отбытии срока наказания. Всем освободившимся было выдано ЕДВ, все были также обеспечены бесплатным проездом к месту
жительства. К месту жительства осужденные доставлялись в сопровождении родственников, а лица, достигшие совершеннолетия, –самостоятельно.

При освобождении осужденные были обеспечены проездными документами: справками об освобождении, паспортами,
пенсионными страховыми свидетельствами, полисами обязательного медицинского страхования, свидетельствами о профессиональной подготовке, аттестатами, справками об успеваемости, справками учета рабочего времени в ВК, социальными картами, медицинскими справками. Им были выданы продуктовые пайки, одежда и обувь подростков
соответствовала сезону.

100% всех осужденных ВК имеют полисы обязательного медицинского страхования (ОМС), пенсионные страховые свидетельства (СНИЛС). В учреждении двое осужденных (жители Воронежской области) отнесены к категории сирот и лиц, оставшихся без родительского попечения. По каждому из них направлены сообщения в отделы опеки и попечительства по месту их проживания и в отдел опеки Бобровского муниципального района Воронежской области. Данные осужденные состоят на учете в органах опеки и в банке данных сирот, а также поставлены на учет по обеспечению жильем.

При подготовке осужденных к освобождению проводились занятия в Школе по подготовке осужденных к освобождению, приемы по личным вопросам в юридическом центре «Правовое просвещение».

Приемы по личным вопросам в юридическом центре «Правовое просвещение» осуществлялись согласно плану-графику. Проведено 21 заседание юридической клиники, от осужденных поступило 93 вопроса, все получили квалифицированную помощь. В работе по подготовке осужденных к освобождению
и адаптации их к жизни на свободе приняли участие различные специалисты учреждения, Пенсионного фонда России, службы занятости населения, правоохранительных органов, военного комиссариата района, уголовно-исполнительной инспекции, уполномоченные по правам ребенка в Воронежской и Белгородской областях, специалисты комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в субъектах Российской Федерации (Воронежская, Белгородская, Ростовская области),
член Общественно-наблюдательной комиссии по Воронежской области, советник губернатора Воронежской области по вопросам помилования. В 2019 г. учреждение продолжило работу в совместном проекте с центромьзанятости населения г. Боброва «Новая дорога в жизнь». В течение года в проекте приняли участие 17 осужденных ВК. Всем подросткам проведено всестороннее обследование личности, подобрана индивидуальная программа, ориентированная на конкретную личность («индивидуальный маршрут»). Ежемесячно проводились групповые и индивидуальные консультации по проблемам занятости населения, по вопросам трудоустройства освобождающихся осужденных, предоставление информации о состоянии рынка труда и о работе портала «Работа в России».

В Воронежской области реализуется подпрограмма «Социальная реабилитация и адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы» региональной государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», утвержденная постановлением Правительства Воронежской области от 31 декабря 2013 г. № 1205. Подпрограммой предусмотрены мероприятия по социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест
лишения свободы – оказание содействия в устройстве в стационарные учреждения социального обслуживания; оказание содействия в восстановлении утраченных документов,
предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям.

В 2019 г. данной категорией граждан получена следующая помощь:
- государственная социальная помощь в рамках закона Воронежской области от 25 июня 2012 г. № 98-ОЗ «О государственной социальной помощи в Воронежской области»
– 56 человек;
- консультативные услуги – 55 человек;
- материальная помощь в натуральном виде – 5 человек;
- психологическая помощь – 8 человек;
- юридическая помощь – 7 человек;
- оформлено в дом-интернат – 1 человек.

Итоги выполнения мероприятий подпрограммы «Социальная реабилитация и адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы» подводятся на заседаниях областной межведомственной комиссии по профилактике правонарушений Воронежской области.

В соответствии с соглашением между УФСИН России по Воронежской области, службой занятости, ГУ МВД России по Воронежской и Общественной наблюдательной комиссией о сотрудничестве в вопросах социальной реабилитации и адаптации бывших осужденных неоднократно проводились рабочие встречи участников соглашения, на которых были рассмотрены вопросы о принимаемых мерах по постановке ранее судимых лиц на административный надзор, контроля за поведением поднадзорных лиц, их социальная реабилитация и адаптация.

В 2019 г. победителем конкурса Департамента социальной защиты Воронежской области по распределению грантов в форме субсидий стал проект «Путь» благотворительного
фонда святителя Антония Смирницкого.

Продолжается сотрудничество между УФСИН России по Воронежской области и АО «Вагонреммаш». Ремонтная бригада осужденных, отбывающих наказание на участке колонии-поселения федерального казенного учреждения (далее – ФКУ) «Исправительная колония № 1», ФКУ «Колония – поселение
№ 10» ежедневно выезжает на Воронежское вагоноремонтное предприятие, где выполняет работы по ремонту отопления и водоснабжения пассажирских вагонов. Необходимо отметить, что осужденные, освобождающиеся из колонии условно-досрочно, в дальнейшем трудоустраиваются на данное предприятие.

В сфере помощи в ресоциализации освободившихся в Воронежской области активно работает отдел по тюремному служению Воронежской епархии, Благотворительный фонд святителя Антония Смирницкого и местная религиозная организация «Приход храма святой великомученицы Анастасии
Узорешительницы» в с. Костенки.

В рамках епархиального тюремного служения священнослужители Русской Православной Церкви окормляют все пенитенциарные учреждения на территории области, пользуются доверием со стороны заключенных.

Многие освобождающиеся из мест лишения свободы имеют проблемы с документами. В этом случае освободившийся направляется в социальное бюро при Благотворительном
фонде святителя Антония Смирницкого, где на бесплатной основе он может получить консультации юриста, психолога, социального работника, священника. Также ему предоставляется вся информация о возможности оказания помощи в его конкретной ситуации за счёт региональных некоммерческих организаций.

В случае, если освободившийся не имеет жилья, он направляется в городской дом трудолюбия, где организовывается его бытовая и трудовая жизнь. Здесь он имеет возможность заработать необходимые для начала самостоятельной жизни средства, восстановить необходимые документы. В случае, если освободившийся не трудоспособен по состоянию здоровья и не имеет определённого места жительства, он направляется в Дом милосердия с. Костенки. Здесь он может проживать бессрочно. Ему предоставляется питание, проживание, одежда, необходимые бытовые принадлежности, возможность медицинского наблюдения в Центральной районной больнице, помощь в восстановлении документов. Количество мест в Доме милосердия – 12.

Кроме этого, на базе храма святой великомученицы Анастасии Узорешительницы с. Костенки создана база для ресоциализации
освободившихся из мест лишения свободы, не имеющих ограничений по здоровью. Центр ресоциализации включает в себя небольшой дом (до 8 человек), производственную базу с
оборудованием для деревообработки (пилорама, рейсмус, станок с числовым программным управлением), а также небольшую птицеферму. Задача данного центра – социальная адаптация освободившихся. Здесь проходят занятия по развитию трудовых навыков и навыков коммуникаций. Кроме этого, в случае если у освободившегося обнаруживаются проблемы с употреблением алкоголя или наркотиков, на базе прихода ему оказывается помощь в социальной реабилитации. Действующая в г. Воронеже автономная некоммерческая организация «Назорей» имеет большой опыт оказания аналогичной помощи и содействия осужденным в решении социальных вопросов после их освобождения.

Среди основных направлений современной отечественной уголовно-исполнительной политики, направленных на ресоциализацию осужденных и лиц, освободившихся из
мест лишения свободы, и минимизацию криминальной активности после освобождения, можно выделить следующие:

во-первых, приоритет самой личности осужденного в процессе исправления (дело в том, что о какой бы хорошо организован-
ной работе исправительного учреждения мы не говорили, о ее грамотной организации и нацеленности на достижение положи-
тельных результатов, если сам осужденный не ориентирован на свое исправление, достижение конечной цели – исправления
– просто невозможно). При этом нельзя не учитывать факторы, которые влияют на процесс исправления осужденных, затрудняют его (социально-демографические, психо-
лого-педагогические, уголовно-правовые, уголовно-исполнительные и др.). В ходе изучения около 100 осужденных из числа рецидивистов сложилась следующая картина: у
большинства (около 80 %) не менялась криминальная мотивация в период пребывания в исправительном учреждении за период от 1 года до 3 лет. Безусловно, рецидивисты –самая сложная категория для исправления, с которой можно и необходимо строить работу и добиваться от них понимания и осознания психологических источников совершенных преступных деяний. Это, в свою очередь, приведет к минимизации потенциалов мотивов, которые лежат в основе преступного поведения, и будет способствовать контролю осужденными своего поведения.

Главная цель, которая при этом преследуется, видится в приобретении навыков сознательного контроля над самыми разными проявлениями своей личности, прежде всего,
над криминогенными. Безусловно, особое внимание здесь необходимо уделять сложившемуся у осужденного отношению к самому себе, совершенному преступному деянию, наказанию и его оценке с позиции справедливости, режимным требованиям, условиям содержания, основным средствам исправления, персоналу исправительного учреждения;

во-вторых, актуальной является проблема тюремной субкультуры, нейтрализовать которую возможно путем снятия необоснованных запретов и ограничений, вызывающих озлобление, неприятие осужденными и противостояние в виде неформальных норм и структур тюремной среды, а также пересмотром так называемых «усмотрительных» норм в уголовно-исполнительном законодательстве, в которых усматриваются и коррупционные риски;

в-третьих, повышение ценности института условно-досрочного освобождения, применение которого должно происходить с
учетом позитивного социально одобряемого поведения осужденного в период отбывания наказания и оценку которому дает не только руководство исправительного учреждения, но и представители органов государственной власти и местного самоуправления, члены административных комиссий и попечительских советов;

в-четвертых, определение и выполнение четко обозначенных критериев деятельности исправительных учреждений с переносом приоритетов в сферу социально-психологической адаптации и подготовки осужденных к освобождению;

в-пятых, наблюдаемое смягчение условий отбывания наказания нуждается в серьезном регулировании и улучшении. Так, нормы, регулирующие вопросы, связанные с адаптацией осужденных в период нахождения их в исправительных учреждениях, «разбросаны» в различных нормативных правовых актах. Сегодня есть все предпосылки «собрать» их в единый нормативный документ. Известен разработанный еще в 1991 г. проект закона СССР «О социальной адаптации граждан,
отбывших уголовное наказание, а также лиц, утративших социально полезные связи»; /См.: например, Гайнетдинов Б. Реформа пенитенциарной системы и гражданское законодательство // Преступление и наказание. 1999. №7. С.52./

в-шестых, внедрение новых индивидуальных форм работы, обеспечивающих конкретному осужденному социальную, психолого-педагогическую и правовую помощь с учетом его индивидуальных характеристик.

Так, в ходе проведенного нами исследования выяснилось, что работа по восстановлению у осужденных социально полезных связей с положительно ориентированным окружением затруднена. Рецидив среди осужденных, которые смогли создать семью в период отбывания наказания, составил около 13 %. Здесь надо оговориться, что многие лишь официально оформили свои отношения с женщиной в силу облегчения процедуры получения свиданий и решения других вопро-
сов в период пребывания в исправительном учреждении;

в-седьмых, изменение самой идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-психотерапевтической работы с личностью и закрепление такой работы в качестве основного средства исправления;

в-восьмых, для создания рабочей системы социального сопровождения лиц, отбывших уголовные наказания, в целях обеспечения их постпенитенциарной адаптации следует ре-
шить следующие задачи:

а) проанализировать и усовершенствовать правовую базу в сфере социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы;

б) создать самостоятельную систему государственных ответственных за оказание помощи освобожденным из мест лишения свободы, наделенных обязанностью осуществлять постоянный контроль за их поведением в течение какого-то времени после отбытия наказания (например, до трех лет);

в) принять систему льгот и социальной поддержки для предприятий, учреждений и организаций, которые непосредственно занимаются работой с данной категорией лиц
(нередко исправительное учреждение после уплаты всех налогов еще остается в долгу);

в-девятых, оптимизировать размещение мест отбывания наказания на территории страны с целью сохранения социально полезных связей осужденных, а также доступности места отбывания наказания для родственников, за исключением случаев, когда требуется обеспечить безопасность самого осужденного (например, он являлся членом организованного преступного сообщества и дал признательные показания).

Для развития уголовно-исполнительной политики в части обеспечения благоприятных условий для лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы, имеет важное значение изучение зарубежного опыта, который можно использовать в отечественной пенитенциарной системе. В частности, представляют интерес следующие меры, которые влияют на конечный результат исправительного процесса (отметим, что одни из них ранее были нам известны, а другие –
ограниченно применяются):

– установление превентивного надзора после освобождения от отбывания наказания за лицами, осужденными за тяжкие и особо тяжкие преступления, при рецидиве преступлений, если их поведение в период отбывания наказания в виде лишения свободы свидетельствует об упорном нежелании встать на
путь исправления (Уголовный кодекс (далее– УК) Республики Беларусь), надзор (§ 68 УК Федеративной Республики Германия);

– помещение в лечебное заведение для алкоголиков или наркоманов в случае склонности осужденного к чрезмерному употреблению спиртных напитков или других опьяняющих средств и осуждения за противоправное деяние, совершенное в состоянии опьянения или склонности к нему (§ 64 УК ФРГ). При этом помещение в данное лечебное заведение не может назначаться на срок более двух лет. Если данная мера назначена перед наказанием в виде лишения свободы, то ее максимальный
срок увеличивается на продолжительность указанного наказания, поскольку ее время исполнения засчитывается в срок наказания (§ 67d УК ФРГ). Если помещение в данное учреждение назначено наряду с наказанием, то эта мера исполняется перед наказанием. Если данная мера полностью или частично исполняется до наказания, то время ее исполнения
засчитывается в срок исполнения наказания, если исполнено две трети наказания. Это правило не действует, если помещение в такое лечебное заведение было на срок не менее года и суд своим постановлением установил, что его цели не могут быть достигнуты. При освобождении от помещения в лечебное за-
ведение за таким лицом устанавливается надзор. Если мера исполнена перед наказанием, то суд может условно-досрочно освободить осужденного от наказания даже в тех случаях, когда еще не истекли две части назначенного наказания (§ 67 УК ФРГ).

Следует уделить специальное внимание проблемам повторной преступности среди лиц, которые были осуждены к мерам наказания, не связанным с лишением свободы. Основные недостатки здесь можно сгруппировать следующим образом:

1) эти лица надолго выпадают из поля зрения полиции и общественных организаций, они как бы предоставлены сами себе и вполне могут попадать под влияние многократно судимых лиц;

2) ни теория, ни практика еще не выработали эффективных форм и методов работы с такими осужденными. Сама организация работы с ними еще весьма далека от совершенства;

3) сотрудники уголовно-исполнительных инспекций, которые призваны работать с названной категорией преступников, еще не очень ясно понимают свои задачи и конкретные методы работы с ними.

Успешное предупреждение рецидивной преступности возможно лишь в том случае, если внимание будет сконцентрировано на
личности рецидивиста. Только комплексное изучение личности рецидивиста позволит определить основные направления и наиболее действенные меры предупреждения рецидивной преступности.

Многие поставленные выше проблемы можно решить путем восстановления ряда невыполненных положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р, где было предусмотрено создание условий для подготовки освобождающихся лиц к дальнейшей постпенитенциарной адаптации через службу пробации. Эффективное выполнение поставленных перед участниками оказания социальной помощи задач возможно лишь при
условии тесного взаимодействия всех структур и ведомств современного общества, о чем свидетельствует и зарубежный опыт. Такой подход позволит сформировать установку на законопослушное поведение осужденного как в период отбывания наказания, так и после освобождения. /7 июня 2011 г. Министр юстиции представил Президенту Российской Федерации законопроект о создании службы пробации, действие которой также предусматривалось Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р). Подробнее см.: Служба пробации и другие предложения по реформе системы исполнения наказаний в Российской Федерации / Под ред. А.Ю.Сунгурова. СПБ.: Норма, 2011. С. 64./

Комментариев нет:

Отправить комментарий