среда, 27 января 2021 г.

Как добиться перевода в колонию ближе к дому


Поддержка семьи очень важна для всех, кто лишён свободы: звонки, краткосрочные и длительные свидания позволяют отвлечься от рутины тюремной жизни, получить столь необходимую поддержку и сохранить семейные связи. Однако тюремное заключение одного из членов семьи непременно влечёт трудности для поддержания общения. Число и продолжительность свиданий и телефонных звонков жёстко регламентирована Уголовно-исполнительным кодексом (УИК). При этом, к сожалению, до сих пор зачастую ФСИН России не оставляет людей отбывать наказание в тех регионах, где они жили до осуждения, и где продолжают проживать их родственники. Проблема с поддержанием нормального общения в случае России усугубляется огромными расстояниями между многими регионами, а также плохой транспортной доступностью колоний и высокой стоимостью поездок. У некоторых семей просто нет финансовой возможности приобрести билеты или взять дополнительный отпуск на работе.

Почему существует проблема отбывания наказания далеко от дома?

Ни УИК, ни подзаконные акты до недавнего времени не регулировали порядок географического распределения осуждённых по колониям, оставляя определение конкретного исправительного учреждения на усмотрение ФСИН России. Регион проживания до осуждения и место проживания семьи во внимание ведомством просто не принимались. Не регулировался и перевод осуждённых в исправительное учреждение, расположенное в регионе проживания их близких родственников.

Единственную возможность добиться такого перевода формально предоставляла часть 1 статьи 73 УИК, которая «в исключительных случаях» допускала перевод осуждённых в другое исправительное учреждение. Тем не менее, Управление режима и надзора ФСИН России, куда осуждённые подавали ходатайства о переводе, не считало невозможность поддержания семейных связей таким «исключительным случаем», требующим перевода. Суды разного уровня признавали отказы ФСИН России в удовлетворении таких ходатайств законными. Они обычно указывали, что невозможность поддержания семейных связей не является основанием для перевода, или что удалённость исправительного учреждения от места проживания близких родственников не создаёт непреодолимых препятствий для поддержания семейных связей.

Такой подход судов никак не решал проблему поддержания осуждёнными семейных связей с родственниками, проживающими в нескольких тысячах километров от места отбывания наказания. Особенно сильно страдали от такого положения дел заключённые, указанные в части 4 статьи 73 УИК (осуждённые по «экстремистским» и «террористическим» статьям, пожизненно осуждённые и. т. д.), которых особенно часто отправляли отбывать наказание вдали от дома.

Поправки в УИК под влиянием ЕСПЧ

За прошедшие несколько лет ЕСПЧ принял ряд постановлений по жалобам осуждённых и их родственников, столкнувшихся с невозможностью поддерживать семейные связи из-за крайней отдалённости исправительных учреждений от региона проживания родственников. Ключевые выводы ЕСПЧ по этому вопросу можно найти в Постановлении по делу «Полякова и другие против России», вынесенном в 2017 году. В этом постановлении ЕСПЧ нашёл нарушение права осуждённых и их родственников на уважение семейной жизни в связи с отправкой в колонии, расположенные далеко от места жительства семей осуждённых. Он указал на системную проблему регулирования этого вопроса в УИК – в частности, на то, что:
нормы частей 2 и 4 статьи 73 и части 1 статьи 81 УИК не требовали от ФСИН России рассматривать перед выбором конкретной колонии возможные последствия для семейной жизни осуждённых;
эти нормы УИК не предусматривали реальной возможности перевода заключённого в другое исправительное учреждение по соображениям поддержания общения с семьёй.

В апреле 2020 года были приняты поправки в эти статьи УИК, и в сентябре 2020 года они вступили в силу. Новое регулирование:
обязывает ФСИН России отправлять всех осуждённых в исправительное учреждение, находящееся в регионе проживания их близких родственников,
допускает по ходатайству осуждённого или его близких родственников перевод из отдалённого исправительного учреждения при наличии возможности.

Изменения формально не затронули осуждённых, указанных в части 4 статьи 73 УИК (осуждённые за некоторые виды преступлений, при особо опасном рецидиве преступлений и др.), но этот пробел был исправлен Верховным Судом Российской Федерации.

Верховный Суд: право на перевод имеют все заключённые

После вступления в силу изменений в статью 73 УИК коренным образом изменилась судебная практика по делам, связанным с обжалованием отказов ФСИН России переводить осуждённых для отбывания наказания ближе к месту проживания их родственников. Главную роль в изменении этой практики сыграл Верховный Суд, который стал признавать незаконными такие отказы ФСИН России. Например, в Определении от 26 июля 2020 года по делу № 5-КА20-45-К2 Верховный Суд отменил решения судов, которые признали законным шаблонный отказ ФСИН России перевести осуждённого для отбывания наказания ближе к месту проживания их родственников. Верховный Суд указал, что:
Суды должны применять правовую позицию ЕСПЧ по делу «Полякова и другие против России».
Судам необходимо учитывать обстоятельства и доводы, связанные с невозможностью поддержания семейных связей осуждёнными, отбывающими наказание в отдалённых исправительных учреждениях.
Несмотря на то, что изменения статьи 73 УИК формально не распространяются на осуждённых, указанных в части 4 этой статьи, они все равно имеют право на перевод в другое исправительное учреждение. Невозможность поддержания семейных связей является «исключительным случаем» в соответствии с частью 1 статьи 73 УИК и служит основанием для перевода осуждённого в исправительное учреждение, которое находится рядом с местом проживания его близких родственников.

В Определении от 21 октября 2020 года по делу № 70-КАД20-3-К7 Верховный Суд в аналогичной ситуации отменил решения нижестоящих судов и привёл те же доводы. Важно, что эти правовые позиции ВС распространяются и на «особые» категории осуждённых, перечисленные в части 4 статьи 73 УИК, в отношении которых формально не действует новое правовое регулирование.

Что делать родственникам и самому осуждённому

Как отмечено выше, исходя из изменений статьи 73 УИК и судебной практики, любой осуждённый имеет право на перевод в исправительное учреждение, находящееся в регионе проживания его близких родственников, если в ином случае он не может поддерживать с ними устойчивые семейные связи. Для того, чтобы добиться перевода, необходимо придерживаться следующего порядка действий:
Направить ходатайство о переводе либо в Управление исполнения приговоров и специального учёта или в Управление режима и надзора ФСИН России. Ходатайство можно направить либо почтой, либо с помощью интернет-приёмной ФСИН России. Ходатайство должно быть направлено либо сам осуждённым, либо близкими родственниками с его согласия. Форма такого «согласия» не установлена. Формально его можно получить, например, в письме осуждённого их колонии, или при визите адвоката, и приложить к ходатайству родственников.
В ходатайстве следует сослаться на части 2 и 2.1 статьи 73 УИК и указать, что эти нормы предусматривают перевод в исправительное учреждение, находящееся рядом с местом проживания близких родственников осуждённого, если он не может поддерживать устойчивые семейные связи.
Если речь идёт об осуждённом, чья ситуация подпадает под регулирование части 4 статьи 73 УИК, то стоит отдельно указать, что невозможность поддержания семейных связей является «исключительным случаем» и служит основанием для перевода в другое исправительное учреждение на основании части 1 статьи 73 УИК. Можно отдельно отметить позицию Верховного Суда по данному вопросу (см. выше).
В ходатайстве по возможности стоит перечислить исправительные учреждения, которые находятся наиболее близко к месту проживания близких родственников осуждённого и соответствуют условиям отбывания наказания конкретным осуждённым (надо учитывать вид исправительного учреждения и тип режима в нём).

Ответ на ходатайство ФСИН России обязана дать в течение 30 дней с момента получения. Если ФСИН России откажется удовлетворить ходатайство, то возможно обжаловать такой отказ в суд в порядке административного судопроизводства.
Примерная форма ходатайства о переводе в другое исправительное учреждение. Скачать >>

Автор: юрист фонда «Русь сидящая» Артур Дзедзинский

Источник: Тюремный консультант Руси Сидящей

Комментариев нет:

Отправить комментарий