вторник, 21 декабря 2021 г.

Эффект Данинга-Крюгера.





Напомню один из основополагающих принципов нашей жизни – Эффект Данинга-Крюгера.

Эффект звучит так: «Люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы и принимают неудачные решения, но не способны осознавать свои ошибки в силу своего низкого уровня квалификации».

Расшифруем: Непонимание совершённых ошибок приводит к убеждённости в собственной правоте, а следовательно, повышению уверенности в своих решениях и в себе, а также к осознанию своего превосходства.

Таким образом эффект Даннинга-Крюгера является психологическим парадоксом, с которым все мы часто сталкиваемся в жизни: менее компетентные люди считают себя профессионалами, а более компетентные склонны сомневаться в себе и своих способностях. Чем ниже уровень компетенции - тем выше уверенность в себе.

Отправной точкой своих исследования Даннинг и Крюгер назвали знаменитые высказывания

Чарльза Дарвина:

«Невежество чаще рождает уверенность, нежели знание»

и Бертрана Рассела:

«Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности.»

4 комментария:

  1. У Белинского где-то в письмах, помнится, есть такая мысль: мерзавцы всегда одерживают верх над порядочными людьми потому, что они обращаются с порядочными людьми как с мерзавцами, а порядочные люди обращаются с мерзавцами как с порядочными людьми.
    Глупый не любит умного, необразованный образованного, невоспитанный воспитанного и т. д. И все это прикрываясь какой-нибудь фразой: „Я человек простой…“, „я не люблю мудрствований“, „я прожил свою жизнь и без этого“, „все это от лукавого“ и т. д.
    А в душе ненависть, зависть, чувство собственной неполноценности».
    Академик Д. С. Лихачев

    ОтветитьУдалить
  2. Екатерина Лазарева Притча "Два круга"
    Аноксимен (585-525 г. до н.э.)

    Аноксимену как-то ученик
    Сказал: "Ты опытен, ты мудр,
    ты велик,
    Ты эллинов науки постигаешь,
    Но часто сетуешь,что мало знаешь."
    В раздумье
    Посохом два круга начертил Философ
    И сказал потом: "Мой друг!
    Я в малый круг
    Твои познанья поместил,
    Мои же знанья,
    Поместил я в больший круг.
    А неизвестность
    За пределом круга,
    Соприкасается с ней мало
    Твой кружок,
    Чем больше и длинней граница круга.
    Тем шире круг незнанья, мой дружок!"
    И впредь,
    Чем больше в жизни будешь знать,
    Чем больше у тебя вопросов будет,
    Тем явственней ты будешь понимать
    Всю тщетность
    Неизвестное объять...
    Но жажда мыслить, знать и изучать
    Пусть тебя мучит, душу твою будит,
    Пусть удивленья не иссякнет дар,
    Пусть пожирает тебя знаний жар,
    Незнаний бездна жар тот не остудит...
    Учась всю жизнь, всё больше понимаю,
    Как мало я про жизнь про эту знаю.

    «Нельзя объять необъятное…» (Козьма Прутков)
    Но надо к этому стремиться…
    Автор: Лилия Краус

    ОтветитьУдалить
  3. Старо, как мир. Ещё Сократ говорил: Scio me nihil scire (я знаю, что ничего не знаю).

    ОтветитьУдалить
  4. Еще в античные времена возникла аналогия: чем больше круг уже познанного, тем больше и окружность соприкосновения с непознанным. Нынче мы знаем несравненно больше древних греков — и несравненно острее ощущаем, сколько всем нам еще предстоит познать и сколько каждый из нас познать не успеет.

    Правда, геометрия учит: чем больше радиус круга, тем меньшая длина его окружности приходится на каждую единицу площади. По мере познания мы все реже сталкиваемся с катастрофической нехваткой сведений, необходимых не только в повседневной жизни, но и для дальнейшего развития. Многим за весь свой век так и не удается добраться до границы непознанного. Остальные, как правило, бредут к ней так медленно, что по дороге зачастую успевают понять почти все, что придется потом узнавать.

    ОтветитьУдалить