суббота, 25 декабря 2021 г.

Какую франшизу стоит купить в 2022 году



Запуск бизнеса по франшизе — это возможность открыть свое дело под известной торговой маркой с использованием уже готовых и проверенных процессов и маркетингового плана. Преимущества понятны, но есть и риски. По данным franshiza.ru, по итогам 2020 года 250 компаний закрыли франчайзинговое направление, а сети потеряли примерно каждого пятого партнера.

Мы изучили рынок и постарались выяснить, какую франшизу выгодно купить в 2022 году.


Какими бывают франшизы

Всего на рынке России в 2021 году представлены 2 780 франшиз — по сравнению с прошлым годом наблюдается рост на 7 %. Есть рост и по количеству купленных франшиз — на 5,1 %. В основном в пандемийный год открывались фастфуд, медицинские офисы, ремонтные мастерские, аптеки, магазины автозапчастей, курьерские службы и сервисы доставки.

В Роспатенте в 2020 году было зарегистрировано 4 833 договора коммерческой концессии — так называют договоры, которые заключают покупатели франшиз с владельцами бренда. Но судить о рынке по этой статистике неверно — небольшие франчайзеры, то есть продавцы франшиз, часто заключают обычные договоры предоставления информационных услуг, игнорируя Роспатент. 

Открыть бизнес по франшизе сейчас можно практически в любой сфере и в любом формате. Например, франшизу продают известные бренды вроде McDonald’s, Starbucks, KFC. Чтобы купить их, нужно соответствовать множеству требований: подтвердить наличие средств на открытие ресторанов, иметь опыт управления бизнесом в общепите, пройти длительное обучение по управлению франшизой. 

Франшизу продают и известные российские бренды — например, магазины Fix Price, медицинские лаборатории «Гемотест» и «Инвитро», пиццерии «Додо Пицца».

Еще на рынке есть множество франшиз, которые реализуют компании поменьше — бренд не раскручен, поэтому франчайзи обычно покупает план открытия бизнеса и процессы, которые нужно настроить в компании.

Условно все франшизы можно разделить на несколько видов:

Торговля. Вы получаете право открыть торговую точку и реализовывать продукт под брендом. Распространенный пример — магазины Fix Price или «Фасоль». Обычно в торговых франшизах вы покупаете отлаженный процесс поставок определенных товаров.

Сервисный бизнес. То есть торговля услугами. Вам разрешают работать под брендом с соблюдением стандартов качества. Примером могут служить сервисные центры Fit Service или лаборатории по сбору медицинских анализов «Инвитро».

Ивент-франшизы. Вы получаете право провести какое-то мероприятие под чужим брендом. Хотя условно это можно отнести и к сервисному бизнесу. 

Производственные франшизы. Например, ThermoColor предлагает открыть небольшой мини-завод по производству лакокрасочных изделий.


Еще франшизы различаются по содержимому — нужно изучить, что конкретно вы покупаете. Обычно «пакет» имеет следующее содержание: 

Право использовать бренд. Ценность имеют известные торговые марки, которые уже завоевали лояльность покупателей и работают долго. Тогда у вас сразу появятся клиенты, отдающие предпочтение бренду.

Бизнес-модель и процессы. Франчайзер передает покупателю всю информацию о том, как устроен бизнес — это технологии производства, контакты и договоры с поставщиками, стандарты работы, чек-листы и инструкции для персонала, рекомендации по выбору помещения и требования по его оснащению. Какого-то универсального перечня обязательной информации нет.

Обучение. Вместе с франшизой покупатель обычно получает и обучение о том, как вести бизнес. В недорогих продуктах это может выглядеть как пакет инструкций или электронная книга, в других проектах новых франчайзи приглашают на онлайн- или офлайн-тренинги. Есть франшизы, предполагающие, что открытием бизнеса занимаются представители продавца — они приезжают в нужный регион, проверяют помещение, помогают нанять персонал. В итоге покупатель получает готовый бизнес, которым нужно правильно управлять.

Контроль. Крупные франчайзеры постоянно проверяют франчайзи на соответствие стандартам качества бренда. Делают это во время плановых проверок бизнеса от франчайзера и с помощью тайных покупателей в процессе работы. Еще один способ контроля — обязательное использование CRM франшизы.



Как понять, что франшиза будет выгодной

Изучите, из чего складывается стоимость франшизы. Обычно есть две составляющие:

Паушальный взнос. Это и есть цена франшизы, фиксированный взнос, который франчайзи платит за помощь в открытии бизнеса. Иногда паушальный взнос платить не нужно — обычно его отменяют франчайзеры, которые предлагают реализовывать их продукцию.

Роялти. Это платежи, которые вы должны перечислять постоянно, на протяжении всего времени работы с франшизой. Обычно так называют оплату права работы под брендом и сопровождение бизнеса. Роялти могут быть фиксированными или гибкими, то есть зависеть от оборота или прибыли бизнеса. Срок оплаты устанавливается в договоре — это может быть раз в месяц, в квартал или год. Есть франшизы, которые не просят роялти, а получают только паушальный взнос.

Например, вы решили открыть точку кофе с собой по франшизе. За помощь в подборе помещения, обучение технологии производства, маркетинговый план и чек-листы для варки кофе вы платите паушальный взнос — один раз, перед открытием точки. Затем нужно платить роялти — например, 5 % от всех денег, поступающих к вам в кассу или на счет.

Посчитайте стартовые вложения. Кроме оплаты франшизы, нужно будет потратиться и на открытие самого бизнеса. Изучите суммы, которые предлагает заложить в бизнес-план продавец франшизы. Все ли он учел в бизнес-модели? Например, если продавец франшизы кофе с собой не указывает аренду помещения в стартовых вложениях, это странно. И наоборот, хорошо, когда в стартовых вложениях считают даже, казалось бы, мелочи, например, расходы на салфетки — один комплект таких товаров стоит мало, но за год наберется внушительная сумма.

Проверьте, соответствуют ли реальности предполагаемые франчайзи суммы. Например, для кофейни франчайзер может считать расходы на молоко по 20 руб. за литр у определенного производителя. В результате может оказаться, что эта цена актуальна только при заказе крупного опта.

Проверьте рейтинги франшиз. Хорошо, если там раскрывают результаты по открытию и закрытию точек — так можно хотя бы косвенно оценить, насколько франшиза стабильна. Если каждый год закрывается столько же точек, сколько и открывается, это повод задуматься о качестве франшизы.

Рейтинги франшиз в данный момент отображают лишь косвенные признаки успешности. Например, соотношение открытых франчайзинговых предприятий к закрытым отображает лишь количественное увеличение франчайзи, но никак не указывает на их результат в бизнесе.
Рост выручки в сети — тоже не показатель. Оборот могут давать несколько крупных партнеров, а остальные франчайзи при этом будут стагнировать.
Наличие франшизы в рейтинге лишь свидетельствует о существовании бюджета на маркетинг у франчайзера. Хотя это уже плюс.


Вячеслав Казанцев,
директор по развитию студии коррекции фигуры Crystal

Поинтересуйтесь, как франчайзер контролирует франчайзи. Неопытный бизнесмен может быстро разрушить репутацию бренда — например, испортить товары, начать обманывать покупателей, допустить к работе неопытный и необученный персонал. Клиенты не будут разбираться, чья это проблема — конкретной точки или всего бренда. Если франчайзер не пытается контролировать репутацию бренда, возможно, она уже испорчена, а значит, есть проблемы с покупателями.

Проверьте, как работают бизнесы, которыми управляет сам франчайзер. Например, если это торговая точка, можно посмотреть на загруженность в разное время, на количество товара, который покупают клиенты. Хотя бы визуально оцените работу персонала — насколько слаженно они действуют, контролирует ли их администратор.

Поговорите с другими франчайзи. Оцените их бизнес, спросите, как продавец франшизы помог им в процессе открытия, как контролирует их работу сейчас. Лучше, если эти франчайзи не будут вашими потенциальными конкурентами, например, они работают в другом городе.

Хорошо, если в сети есть франшизные точки, где доля предприятия принадлежит франчайзеру — это свидетельствует о долгосрочных перспективах бренда и уверенности франчайзера в инвестициях в проект. 

Еще один косвенный показатель успешности франшизы — открытие одним партнером нескольких франшизных точек. Вероятно, это свидетельствует о том, что вложения в бизнес оправданы и франчайзер имеет опыт доведения партнера до управления сетью. 

Вячеслав Казанцев,
директор по развитию студии коррекции фигуры Crystal

Бюджетные франшизы

В 2020 году, по данным franshiza.ru, на рынке франшиз выросла доля бюджетных предложений. Так, доля франшиз с объемом инвестиций до 1 млн руб. составила 31 %, 1–3 млн руб. — 37 %.

По данным платформы Businessmens.ru, с началом пандемии франшизы до миллиона рублей стали получать в среднем на 10–15 % больше заявок. На данный момент самая популярная категория франшиз — с вложениями до 300 000 руб., отмечает «Коммерсантъ».

Одна из самых популярных бюджетных франшиз в этом году — пункты выдачи заказов. По данным franshiza.ru, инвестиции в такой бизнес могут составить в среднем 80 000 руб., хотя цена старта в основном зависит от стоимости аренды подходящего помещения. Плюс такого бизнеса — не нужно тратиться на аренду в центре, пункт выгодно открывать в спальных районах, так как покупатели предпочитают забирают заказы около дома.

Примеры других бюджетных франшиз: точка кофе с собой, магазин продуктов.

Франшизы без закрытых партнерских точек

В ежегодном рейтинге франшиз РБК у каждого участника есть параметр — количество расторгнутых контрактов. Если отказавшихся работать по франшизе партнеров нет или их совсем мало — это косвенный показатель успешности и выгодности бизнеса для франчайзи. 

В рейтинге РБК учитывает только франшизы, которые продаются по договорам концессии и субконцессии — они в обязательном порядке регистрируются в Роспатенте, а значит, это информация подтверждена. Соответственно, в рейтинге нет франшиз, которые продаются по другим видам договоров.

В списке 2021 года расторгнутых контрактов нет у нескольких франшиз:
  • «Фасоль» — это формат продуктового магазина у дома от сети мелкооптовой торговли Metro Cash&Carry. Паушального взноса нет, инвестиции зависят от стоимости аренды помещения.
  • Cofix — это кофейни в формате fix price. Стартовые инвестиции — от 4-5 млн руб.
  • «Пив&Ко» — недорогие магазины пива около дома. Франчайзер обещает открыть магазин по франшизе за 21 день, окупаемость — от 7 месяцев. Роялти нет, паушальный взнос — от 350 000 руб.

Медицинский бизнес

Пандемия оказала сильное влияние на рейтинги франшиз. Если до 2019 года в лидерах рейтинга оказывались «Додо Пицца», McDonald’s, KFC и Burger King, то в 2020 году в первую десятку вошли медицинские лаборатории и аптеки, пишет «Интерфакс» со ссылкой на Businessmens.ru

Правда, в рейтинге РБК у медицинского бизнеса отмечается небольшое снижение:

  • Лаборатория «Гемотест» оказалась на пятом месте, хотя была на втором. За год компания заключила 91 контракт, а расторгла пять.
  • С восьмого на девятое место упала франшиза лабораторий «Инвитро» — заключили 68 договоров, а расторгли один. Всего же в компании заключено 785 договоров на франшизу.

Тенденция к спаду может свидетельствовать о насыщении рынка: даже если спрос остается высоким, лабораторий открывается слишком много. Стоит задуматься, будет ли бизнес по такой франшизе выгодным в 2022 году.

Источник: Контур 

По теме:



- Пекарня по франшизе: как заработать на продаже ремесленного хлеба >>



Комментариев нет:

Отправить комментарий