среда, 14 апреля 2021 г.

ПРОБЛЕМЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ И ЛИЦ, ОСВОБОДИВШИХСЯ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Татьяна Николаевна Москалькова, 
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, 
доктор юридических наук, доктор философских наук,
профессор, заслуженный юрист Российской Федерации

Одной из актуальных проблем современной уголовно-исполнительной политики является ресоциализация (возвращение к обычной жизни) осужденных и лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Данные лица должны воспринять образцы поведения, психологические установки, социальные нормы, ценности, знания и навыки людей в социуме, которые ими утрачены. Ресоциализация состоялась, когда человек почувствовал себя полноценным членом общества, способным выполнять в нем жизненно важную социальную роль, стал нужным, не страдает от одиночества и имеет возможность проявить свои способности и эмоции.


Исследованию проблем ресоциализации
осужденных и освобожденных из мест лишения свободы посвящено большое количество
исследований, например:

- Потемкина А.Т. Подготовка осужденных к освобождению и вопросы ресоциализации. Наказание и исправление преступников: пособие /А.Т. Потемкина; под ред. проф. Ю.М. Антоняна.М.,1992;

- Ананьев О. Г. Ресоциализация и социальная адаптация осужденных, освобождаемых из исправительных учреждений: курс лекций. Рязань, 2011;

- Тумаров К.С. Ресоциализация осужденных в пенитенциарном учреждении в условиях современной России: Дисс. на соиск. ученой степени кандидата социологических наук. Ставрополь.2012.

- Ресоциализация и социальная адаптация лиц, освобождаемых из мест лишения свободы: учебное пособие Рязань, 2014;

- Ресоциализация осужденных в условиях развития гражданского общества: сборник материалов международной научно-практической конференции (11-12 декабря 2014 года). Киров,2014;

- Игнатьев А.М. Социально-психологическая адаптация осужденных в местах лишения свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2018. № 6. С. 9 – 12;

- Мусаелян М.Ф. Об обеспечении постпенитенциарной адаптации осужденных и предотвращении рецидивной преступности // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2010. № 6. С. 8 – 10;

- Борсученко С.А. Социальная адаптация осужденных и меры по ее обеспечению: опыт зарубежных стран // Вестник РПА. 2013. № 1. С. 41 – 44;

- Чигринец Е.А. Проблемы законодательного регулирования ресоциализации и социальной адаптации осужденных к лишению свободы // Административное право и процесс. 2019. № 12. С. 71 – 74.


И, тем не менее, данная тема по-прежнему имеет огромную теоретическую и практическую значимость, она касается
буквально каждого из нас.


Анализ социально-криминологической характеристики преступности показывает, что в отдельных регионах более половины лиц, совершивших преступления, были ранее судимыми. При этом большинство из этих людей не имели постоянного источника дохода и их на совершение нового преступления подвинула нужда. В этих условиях необходима выработка новых подходов к решению государственной задачи по ресоциализации заключённых и ранее судимых граждан. Нужна социальная терапия, направленная на возвращение освободившихся к жизни в социуме, на восстановление умений, необходимых для жизни в обществе. У осужденных должен происходить своеобразный «демонтаж» или разрушение усвоенных ранее антиобщественных негативных установок и ценностей и приобщение к новым нормативам поведения, которые приняты в социуме и оцениваются им как положительные. Это сложная и очень деликатная задача, ведь как точно заметил Ф.М. Достоевский: «В преступнике острог и самая усиленная каторжная работа развивают только ненависть, жажду запрещенных наслаждений и страшное легкомыслие»  (Ф.М. Достоевский. Записки из мёртвого дома / Полное Собрание Сочинений. Т.4.М.: Изд.: Наука, 1972. С. 15.)

К сожалению, в настоящее время исправительные учреждения не полностью выполняют функцию ресоциализации, в том числе из-за несовершенства законодательства. Чаще всего они ограничиваются выполнением задачи выхода осужденных физиологически и психологически здоровыми для того, чтобы как-то просуществовать в дальнейшем, не преступая закон и не причиняя зла окружающим. Лицам, освободившимся из мест лишения свободы, обеспечивается бесплатный проезд к месту жительства, они получают продукты питания или деньги на время проезда, им также может быть выдано единовременное денежное пособие в размере 850 рублей.

Можно привести немало примеров, когда бывшие осужденные адаптируются к новым условиям. Но еще больше случаев, когда лицам, ранее отбывшим наказание, нужна помощь общества.

Ресоциализация включает два основных этапа реинтеграции в общество осужденных и лиц, отбывших наказание: пенитенциарный (в учреждениях системы УИС) и постпенитенциарный (после освобождения от отбывания наказания).

На пенитенциарном уровне главной задачей является подготовка гражданина к жизни после отбытия им уголовного наказания в виде лишения свободы. В этой связи ключевым становится сохранение или восстановление утраченных «положительных» социальных связей. Этому служат (должны служить) различные меры социального, воспитательного,
экономического, педагогического, правового
и организационного характера. Комплекс не-
обходимых мер постоянно совершенствуется.

С 2005 года в штат учреждений уголовно-исполнительной системы введены должности специалистов по социальной работе и по бытовому и трудовому устройству осужденных (См.: приказ Минюста России от 30 декабря 2005 г. № 262 «Об утверждении положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы» // СПС КонсультантПлюс). Основными направлениями их деятельности являются: социальная диагностика осужденных и социальное сопровождение на всех этапах отбывания наказания; документирование осужденных, оказание им помощи в оформлении и восстановлении утраченных документов; восстановление и поддержание социально полезных связей; оформление различных социальных пособий и льгот, положенных данному лицу; оказание помощи в повышении образовательного уровня и профессиональной подготовке; трудовое и бытовое устройство освобождаемых.

Кроме этого, в ряде учреждений создаются центры социально психологической реабилитации осужденных для подготовки к обычной жизни после освобождения. Один из первых в стране центров был создан в начале двухтысячных годов в УФСИН России по Липецкой области. В настоящее время такие центры действуют во многих региональных учреждениях ФСИН России.

Например, «школы подготовки осужденных к освобождению» и справочно-консультационные пункты функционируют в учреждениях УФСИН России по Республике Мордовия, Воронежской области, Ямало-Ненецком автономном округе.

В Архангельской области создан реабилитационный центр для осужденных, находящихся в воспитательной колонии для несовершеннолетних. Воспитанники готовятся к жизни на свободе за пределами колонии (уже не под охраной, а под надзором), проживают в комфортных комнатах на несколько человек и учатся самостоятельно решать социальные и бытовые вопросы. В самой колонии построена часовня в честь святой Анастасии Узорешительницы, оборудованы комнаты краткосрочных свиданий, что позволило помимо традиционных встреч предоставить возможность общения с близкими посредством видеосвязи.

Целям возвращения человека в общество служит перевод осужденного в исправительное учреждение, расположенное вблизи его места жительства или его близких родственников. 

По общему правилу осужденные к лишению свободы должны отбывать наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. При невозможности организовать указанное размещение для отбывания наказания, в иных исключительных случаях осужденные направляются в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации (статья 73 УИК РФ).

Другое правило состоит в том, что согласно положениям статьи 81 УИК РФ осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одном исправительном учреждении. Таким образом, осужденные, направленные по тем или иным причинам для отбывания наказания в другой субъект Российской Федерации, не могут воспользоваться правом отбывать наказание в исправительном учреждении, расположенном в субъекте Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. Эти преграды в определенной мере устраняются Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 96-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно исполнительный кодекс Российской Федерации» (Российская газета. 2020. 3 апреля.), подготовленным по нашей инициативе и с нашим участием (По обращению Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Президентом Российской Федерации Правительству Российской Федерации было дано поручение (Пр-619 от 12 апреля 2018 г.) о подготовке необходимых изменений в УИК РФ. Правительством совместно с Уполномоченным разработан и 25 июля 2019 г. внесен в Государственную Думу внесен законопроект № 762538-7 «О внесении изменений в статьи 73 и 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» (по вопросу перевода осужденного в исправительное учреждение, расположенное вблизи его места жительства или его близких родственников). Закон вступит в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.)

Закон является большим шагом на пути сохранения социально полезных связей осужденных и их адаптации к будущей гражданской жизни. Закон позволяет один раз в период отбывания наказания иметь возможность перевода для дальнейшего отбывания наказания в исправительное учреждение, расположенное в субъекте Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо находящееся на территории другого субъекта Российской Федерации, расположенного рядом с местом жительства близкого родственника (по письменному заявлению осужденного либо одного из близких родственников осужденного с его согласия).

Задачам ресоциализации служит перевод из
 исправительных колоний в порядке поощрения положительно характеризующихся лиц, осужденных к уголовному наказанию в виде лишения свободы, в колонии-поселения, в которых содержатся осужденные по нетяжким статьям. С 1 января 2020 г. вступил в силу Федеральный закон от 18 июля 2019 г. № 179 ФЗ «О внесении изменений в Уголовно исполнительный кодекс Российской Федерации» (СЗ РФ. 2019. № 29 (часть 1). Ст.3846.), регламентирующий создание участков колоний-поселений и исправительных центров вне самих колоний-поселений и исправительных центров, но в пределах субъектов Российской Федерации, на территориях которых они находятся.

Напомним, что наказание в виде принудительных работ исполняется исправительным центром, который является учреждением ФСИН и представляет собой охраняемую территорию, где осужденные обязаны проживать, как правило, в специально предназначенных для них общежитиях, не покидать их в ночное и нерабочее время, выходные и праздничные дни без разрешения администрации исправительного центра. Вышеназванный закон разрешил использование труда вне исправительных центров и колоний поселений в местах привлечения осужденных к труду. Предусматривается заключение договоров (контрактов) между предприятиями и учреждениями уголовно-исполнительной системы, согласно которым за счет средств предприятий будут созданы условия для организации труда осужденных и проживания в специально созданных общежитиях.

Представляется, что реализация закона позволит в известной мере решить проблему трудоустройства осужденных и расширит сферу взаимодействия системы ФСИН с институтами гражданского общества. В настоящее время общественные объединения и социально ориентированные некоммерческие организации вносят свой вклад в процесс социальной адаптации осужденного, оказывая содействие администрации мест принудительного содержания в создании новых рабочих мест для осужденных к лишению свободы, размещая производственные заказы в исправительных учреждениях и на их предприятиях (Такое содействие может быть оказано на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» // СЗ РФ. 2008. № 24. Ст. 2789).

Не менее важны организация обучения, повышения квалификации, приобретение трудовых навыков во время отбывания наказания. Привлечение осужденных к труду является как средством исправления осужденных, так и элементом занятости человека в ограниченном пространстве в течение нескольких лет. Уголовно-исполнительное законодательство, устанавливая обязательность привлечения к труду осужденных, к сожалению, не формирует надлежащего механизма данного привлечения, включающего в себя вопросы создания рабочих мест в необходимом объеме, загруженности производства, оборудованности рабочих мест и надлежащих условий труда осужденных, прозрачности расчета и выплаты причитающейся осужденным заработной платы.

В настоящее время вопросы трудоиспользования осужденных в уголовно-исполнительной системе, тем более переквалификации осужденных и обучения новым трудовым профессиям, находятся в определенной стагнации и требуют модернизации, хотя имеются положительные примеры, достойные распространения.

Показателен опыт сотрудничества между УФСИН России по Воронежской области и АО «Вагонреммаш». Ремонтная бригада осужденных ежедневно выезжает на Воронежское вагоноремонтное предприятие, где выполняет работы по ремонту отопления и водоснабжения пассажирских вагонов. Осужденные, освобождающиеся из
колонии условно-досрочно, в дальнейшем трудоустраиваются на данное предприятие.

В подразделениях УФСИН России по Кемеровской области содержится более пяти тысяч голов свиней, почти 3,5 тысячи крупного рогатого скота, из них 1250 – дойное стадо, 260 лошадей. Площадь земель и сельскохозяйственных угодий учреждений превышает 21 тысячу гектар, из которых более половины – посевные. Это позволило создать новые рабочие места и дополнительно трудоустроить на оплачиваемые работы осужденных, в том числе имеющих исковые обязательства перед потерпевшими.

Одна из проблем – обучение осуждённых навыкам работы по востребованным специальностям, что гарантирует приемлемую заработную плату после освобождения. Многие теряют свои профессиональные навыки, будучи невостребованными в местах отбытия наказания. Те профессии, которым обучают в уголовно-исполнительной системе, безусловно, важны для самих учреждений пенитенциарной системы, но швея, раскройщик, вязальщица и ряд других специальностей для мужчин в жизни на свободе вряд ли так необходимы. Поэтому важно обучать осужденных дополнительным специальностям, пусть и не столь востребованным в исправительном учреждении, но позволяющим получить работу после освобождения (например, обучение вождению транспортных средств, в том числе тракторов и погрузчиков, профессиям сварщиков, электриков, каменщиков, сантехников; для женщин – специальностям флориста, мастера маникюра, парикмахера).

Для этого необходимы: 
- разработка и реализация основных программ профессионального обучения и программ подготовки квалифицированных рабочих;
- совершенствование и развитие системы обязательного профессионального обучения или среднего профессионального образования осужденных в рамках реализации основных профессиональных образовательных программ и основных программ профессионального обучения;
- внедрение моделей и программ развития трудовых навыков и умений, отвечающих возрастным особенностям и индивидуальным потребностям несовершеннолетних осужденных.

Названные и многие другие наши предложения по данной тематике в целях устранения системных недостатков в сфере привлечения осужденных к труду внесены по нашей инициативе в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (См.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2015 г. № 1877-р «О внесении изменений в Концепцию развития
уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2015. № 40. Ст. 5581.). Однако на практике реализация
этих требований осуществляется с трудом.

Очевидно значение медицинской помощи в учреждениях УИС – только здоровый человек в состоянии вернуться к полноценной жизни в обществе. Нельзя отмахиваться и от того факта, что в местах заключения существуют инфекционные заболевания, например, туберкулез, и человек после освобождения возвращается в общество с этой болезнью, зачастую не имея возможности получить профильное лечение.

В последние годы руководством ФСИН России проводится целенаправленная работа по улучшению ситуации в сфере оказания медицинской помощи заключенным в учреждениях УИС. Проведена всероссийская акция «Марафон здоровья», направленная на проведение осмотров и лечение осужденных врачами-специалистами различного профиля.

Вместе с тем по сведениям ФСИН России по итогам 2019 года показатель укомплектованности медицинским персоналом филиалов медико-санитарных частей ФСИН
России, осуществляющих медицинское обеспечение лиц, содержащихся в СИЗО и исправительных учреждениях УИС, составил
87,4 %. В 29 из 67 медико-санитарных частей
показатель укомплектованности медицинским персоналом ниже среднего показателя укомплектованности по УИС. Проблема
обусловлена как общей нехваткой медицинских кадров в системе здравоохранения Российской Федерации, так и наличием дисбаланса денежного довольствия медицинских работников организаций УИС по сравнению с работниками медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения.

В целях усиления социальных гарантий медицинскому персоналу было бы желательным распространить на него действие целевых программ «Земский доктор», «Земский фельдшер». Требуется более широкое привлечение врачей-специалистов различных «узких» специальностей (кардиологов,
офтальмологов, стоматологов и др.), укомплектование имеющихся должностей и увеличение штатной численности медиков, повышение им заработной платы и социальных
льгот.

Лишение свободы, особенно длительные сроки, сказывается на психологическом состоянии, на готовности к новым условиям жизни. В этой связи большое значение имеет психологическая помощь осужденным, различные индивидуальные и коллективные занятия с психологами, тренинги.


Большую роль в этих вопросах могут играть религиозные организации. Так, с 2011 года Духовенство Русской Православной Церкви в своей деятельности в местах лишения  (ограничения) свободы руководствуется «Соглашением о сотрудничестве» Русской Православной Церкви (РПЦ) и Федеральной службы исполнения наказаний от 22 февраля 2011 года. На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 29 мая 2013 года принято Положение о канонических подразделениях Русской Православной Церкви, функционирующих на территории учреждений уголовно-исполнительной системы.

По оценкам специалистов в учреждениях ФСИН России функционируют 487 храмов Русской Православной Церкви, действуют 568 молитвенных комнат. Продолжается строительство еще 61 культового объекта. В ряде субъектов организованы 252 воскресные школы, где проходят религиозное обучение свыше 9,5 тыс. верующих осужденных (См: Чигринец Е.А. Проблемы законодательного регулирования ресоциализации и социальной адаптации осужденных к лишению свободы // Административное право и процесс. 2019. № 12. С. 71 – 74.).

Например, в Новосибирской Митрополии храм во имя Михаила Архангела является «Центром кормления осужденных и социальной адаптации для лиц, освободившихся из мест лишения свободы». Все обратившиеся имеют возможность получить духовную и пастырскую поддержку, психологическую консультацию, социальную помощь в виде продуктов, одежды, питания в трапезной.

Постпенитенциарный этап ресоциализации также включает комплекс мер, которые не просто связаны с надзором за освободившимися лицами, а имеют целью оказание реальной помощи гражданину.

Нередко возвращение к жизни вне заключения начинается с восстановления документов, в первую очередь, паспорта. Утратив документы, удостоверяющие личность, люди выпадают из правового поля Российской Федерации. Невольно нарушая закон, они незаконно находятся на территории страны, не могут трудоустроиться либо работают без разрешения на работу, не платят налоги и т.д.

МВД России разработан законопроект, которым предусмотрено введение временного документа, удостоверяющего личность лица без гражданства на территории Российской Федерации. В настоящее время законопроект внесен в Правительство Российской Федерации.

Необходимость выработки единой процедуры установления личности лица, утратившего документы, удостоверяющие его личность, отмечалась на круглом столе, проведенном в Аппарате Уполномоченного 29 октября 2019 года по теме «Вопросы соблюдения прав иностранных граждан и лиц без гражданства при проведении процедуры установления личности». Ускорение работы над законопроектом и принятие соответствующего закона позволило бы решить вопрос с документированием лиц без гражданства.

Требуется переломить ситуацию с трудоустройством лиц, отбывших уголовное наказание. Конечно, бывшие осужденные имеют право на трудовое и бытовое устройство и получение других видов социальной помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации. Но у подавляющего большинства освободившихся лиц возникают сложности при трудоустройстве. Не все работодатели благосклонно относятся к судимому в прошлом, к отсутствию у него трудовых навыков, постоянного места жительства.

Существуют ситуации, когда закон запрещает прием на работу таких лиц. Например, в сфере работы с несовершеннолетними, авиационной, транспортной безопасности, таможенного контроля. Лица, имеющие или имевшие судимость, по соображениям безопасности и требований к моральной чистоте персонала не могут служить в органах прокуратуры, не могут быть приняты на должность судебного пристава, на службу в полицию, органы Федеральной службы безопасности.

Даже в отношении перечисленных профессий запрет в приеме на работу не всегда бывает справедлив и целесообразен, например, в случае совершения преступления по неосторожности, в иных ситуациях. И эти уточнения желательно внести в трудовое законодательство и законодательство о государственной службе.

Тем более недопустим отказ в трудоустройстве по специальностям, для которых законодательством не предусмотрены дополнительные запреты и ограничения. Какое бы то ни было ограничение прав или установление преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников и не предусмотренных законом, не допускается. Эти гарантии установлены статьей 19 Конституции Российской Федерации и статьей 64 Трудового кодекса Российской Федерации.

Большие проблемы у бывших осужденных возникают с жильем. Не секрет, что именно ранее судимые составляют одну из основных групп риска бездомности по причине потери жилья во время или после отбывания наказания. Например, когда за время отбывания наказания жилье по тем или иным причинам становится негодным для проживания, когда осужденного, который не является собственником жилья, выселяют родственники или члены семьи, когда уволенный с работы в связи с осуждением выселяется из ведомственного жилья или общежития без предоставления другого жилого помещения. Как правило, некуда возвращаться после освобождения выпускникам детских домов и беспризорникам, имеют место случаи махинаций с жильем, а нередко алкогольная, наркотическая зависимость приводят к продаже единственного жилого помещения. (См. Е. Коваленко, Е. Строкова. Бездомность: есть ли выход? М..2010. С. 89 – 98.).


В качестве примера можно привести опыт РБОО «Ночлежка» в Санкт-Петербурге, в которой кроме реабилитационного приюта организован ночной приют, где могут переночевать еще 40 человек.

В Саратовской области под патронажем Балашовской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) еще в 2012 году создан кризисный центр оказания помощи женщинам, который впоследствии реорганизован в некоммерческую организацию по оказанию социальных услуг «Кризисный центр «С верой в жизнь!»


Нередко бывшие осужденные нуждаются в правовой помощи, они испытывают затруднения при оформлении пособий и пенсий и других документов.

Так в рамках Закона Брянской области от 5 июля 2012 г. № 43-З «О государственной системе бесплатной юридической помощи на территории Брянской области»  в категорию граждан, имеющих данное право, включены лица, освободившиеся из мест лишения свободы. Право получения бесплатной юридической помощи по вопросам трудоустройства, пенсионного обеспечения и социальной защиты сохраняется за гражданином в течение трех месяцев со дня освобождения.

Отдельной темой является повышение эффективности административного надзора за ранее судимыми лицами как средством их ресоциализации. По решению суда за определенной категорией лиц, освободившихся из мест лишения свободы, при наличие установленных законом обязательных условий устанавливается административный надзор (См.: Статья 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // СЗ РФ. 2011. № 15. Ст. 20372.) Такому человеку судом определяются определенные обязательства, ограничивается его свобода. За поведением его в быту органами внутренних дел организуется постоянный надзор, ведется индивидуальная профилактическая работа, направленная на предупреждение совершения им преступлений и других правонарушений.

Вместе с тем пока административный надзор не стал эффективным средством профилактики повторной преступности. Основным средством социальной адаптации бывших заключенных является труд. Проблемы с трудоустройством увеличивают вероятность возвращения к рецидиву.

Кроме того, наказание за нарушение установленных административным надзором ограничений в виде штрафа или продление срока административного надзора не всегда является достаточным сдерживающим фактором. При комплексном подходе к решению вопроса реинтеграции в общество осужденных и лиц, освободившихся из мест лишения свободы, институт административного надзора может и должен стать связующим звеном двух этапов ресоциализации.

Необходимым условием адаптации бывших осужденных к условиям гражданской жизни является комплексный подход к организации этой работы. Объединяющим организационным началом здесь должны стать центры социальной адаптации. Возможность создания таких центров органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации предусмотрена Федеральным законом от 28 декабря 2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (СЗ РФ. 2013. № 52 (часть I). Ст. 7007.).

Например, Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Центр социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы» создано на основании распоряжения мэра Санкт-Петербурга. Учредителями являются Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга, Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга.

Кроме этого, имеются центры социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий, которые являются государственными учреждениями социального обслуживания, создаваемыми в системе органов социальной защиты населения. В рамках типового положения о таких центрах лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в том числе гражданам, прибывшим из мест лишения свободы, оказываются социальные, бытовые, юридические услуги, предоставляется медицинская помощь, питание, отдых.

К сожалению, в силу малочисленности (в общей сложности создано порядка 200 центров и рассчитаны всего на 10 тыс. мест), назначения и полномочий эти центры не выполняют в полной мере возложенные на них задачи. В этих вопросах нужна системная работа.

Например, в Красноярском крае уже четверть века действует государственная система социальной адаптации. Четыре центра социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, работают в городах: Ачинске, Канске, Минусинске и Красноярске. За 2018 год через эти центры прошло 2 354 человека. По оценкам одна человеческая судьба применительно к системе адаптации обходится красноярскому бюджету в 18 500 рублей в год. Это очень небольшие деньги, учитывая, что человек настроился, он не пошёл в тюрьму, он завёл семью, он начал работать и пошло всё у него нормально.

Заметную роль в адаптации к новой жизни бывших осужденных могут играть общественные фонды и другие общественные организации и частные лица.

Например, на базе Краснодарской региональной благотворительной общественной организации «Здоровое поколение» создан Реабилитационно-адаптационный центр содействия
малому предпринимательству, где бывшие осужденные обучаются новым профессиям.

В число 10 лауреатов четырнадцатой церемонии награждения медалью Уполномоченного «Спешите делать добро» в 2019 году вошли Григорий Свердлин – руководитель крупнейшей в России общественной организации помощи бездомным людям «Ночлежка», Нина Белоус  - преподаватель Нижегородского гуманитарного колледжа, которая уже 9 лет является членом ОНК по контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействию лицам, находящимся в местах принудительного содержания Нижегородской области.

Безусловно, в вопросах ресоциализации нужно взаимодействие исправительных учреждений с гражданскими институтами (органами, комиссиями). Отметим в этой связи Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 208- ФЗ «О внесении изменения в статью 180 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» (СЗ РФ. 2019. № 30. Ст. 4110.), которым на администрацию учреждения, исполняющего наказания, возлагается обязанность по уведомлению комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о предстоящем освобождении несовершеннолетнего осужденного. В регионах
имеются и другие практики.

Так, в Белгородской области налажено взаимодействие учреждений УФСИН России с
территориальными центрами занятости населения, ОМВД, органами местного самоуправления в целях оказания помощи освобождающимся осужденным в трудоустройстве, профессиональной переподготовке, регистрации и постановке на учет по месту жительства.

Ко мне поступает незначительное количество обращений осужденных с просьбами оказать содействие в получении помощи при освобождении из исправительных учреждений. В 2019 году всего 41 обращение. В них
заявители, как правило, сообщают об отсутствии у них жилья, работы, необходимых документов, а также средств к существованию. Однако малое количество обращений вовсе не говорит об отсутствии системной проблемы: скорее, этот факт свидетельствует о слабой информированности большинства вышедших на свободу о своих правах, а также об отсутствии у них навыков и желания взаимодействовать с социумом…

К сожалению, в России до сих пор отсутствует полноценный государственно-правовой механизм ресоциализации и социальной адаптации лиц, отбывших наказание. Вместе с тем еще во второй половине ХХ века на уровне Совета Европы признана необходимость развития альтернативных лишению свободы видов наказаний, что нашло выражение в Резолюции Комитета министров Совета Европы (65) 1, от 22 января 1965 г. (Резолюция № (65) 11 Комитета министров Совета Европы «Заключение под стражу» (принята 9 апреля 1965 г.) / Совет Европы и Россия.
Сборник документов, М.: Юридическая литература, 2004. С. 451 – 452.). Этот документ заложил правовые основы для создания служб пробации, занимающихся ресоциализацией осужденных, которые в настоящее время успешно функционируют в большинстве европейских стран.

Пробация (от английского слова «probation» – испытание) не является формой наказания или какого-либо принудительного воздействия на поведение осуждения. Ее сущностное отличие заключается в том, что специалисты пробации оказывают гражданину помощь в решении самых различных вопросов.

О важности функционирования института ресоциализации и социальной адаптации в России говорят уже не один десяток лет. К вопросу создания специализированной службы пробации Правительство Российской Федерации возвращалось дважды.

17 ноября 2008 г. было принято распоряжение № 1662-р «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», в котором одним из направлений долгосрочной политики социальной поддержки населения обозначено формирование эффективной системы социальной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, и системы профилактики правонарушений, в том числе создание службы пробации, обеспечивающей социально-психологическое сопровождение лиц, освободившихся из мест лишения свободы (СЗ РФ. 2008. № 47.Ст. 5489.).

14 октября 2010 г. принято распоряжение № 1772-р «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» (СЗ РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.) В числе мероприятий, направленных на подготовку осужденного к освобождению и последующей адаптации в обществе, предполагается создание условий для подготовки освобождающихся лиц к дальнейшей постпенитенциарной адаптации через службу пробации, предусмотренную указанной выше Концепцией.

В 2011 г. была создана межведомственная рабочая группа, которая разработала пакет законопроектов о создании полноценной службы пробации. Предлагалось создание единой системы органов и учреждений, деятельность которых направлена на контроль за осужденными к уголовным наказаниям, не связанным с лишением свободы, социальную адаптацию и социальную реабилитацию лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и отдельных категорий граждан, а также подготовку и представление в суд докладов, содержащих информацию о социально-психологическом портрете подозреваемых и обвиняемых. Планировалось функции уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России передать учреждениям федерального органа пробации. На этот же орган предполагалось возложить функции контроля за лицами, освобожденными условно-досрочно от отбывания наказания.

В процессе социальной реабилитации осужденных наряду с органами государственной власти и органами самоуправления предусматривалась соответствующая роль институтам гражданского общества.

К сожалению, для дальнейшего продвижения идеи создания службы не нашлись бюджетные ассигнования в размере 65 млрд. рублей.


Содержание предложения Уполномоченного состояло в том, что предлагалось не создавать службу пробации в виде самостоятельного федерального органа исполнительной власти, а внедрить пробационные технологии в работу уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России без выделения дополнительной штатной численности. Тем не менее, поручение осталось не выполненным вследствие той же нехватки ассигнований. Поэтому в разрабатываемом проекте Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2030 года (далее – Концепция) к решению проблемы ресоциализации осужденных подошли более обтекаемо.

Проектом Концепции предусматривается проведение в учреждениях УИС соответствующей социальной, психологической, воспитательной, профилактической работы с осужденными и лицами, освобожденными от отбывания наказания, в том числе условно-досрочно. Предлагается также улучшение взаимодействия ФСИН России с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями социального обслуживания и государственной службой занятости населения в целях организации постпенитенциарной социализации.

При условии выделения соответствующего ресурсного обеспечения ФСИН России может стать специализированным государственным органом, уполномоченным на осуществление контроля за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно.

Данное положение соответствует пункту 6.7 подраздела 6 раздела 2 основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, который предусматривает продолжение работы по реформированию пенитенциарной системы в части развития механизмов эффективной ресоциализации лиц, находящихся в местах лишения свободы, реабилитации и интеграции лиц, освободившихся из мест лишения свободы в общество, формированию системы пробации и вовлечению социально ориентированных некоммерческих организаций в реализацию указанной деятельности.

В организационном плане служба пробации может быть создана в качестве самостоятельной службы, находящейся в ведении Минюста России или Минтруда России, или путем расширения функций уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России, которые в настоящее время фактически выполняют многие функции службы пробации. Такая служба должна координировать деятельность социальных учреждений, службы занятости, медицинских учреждений, учреждений уголовно-исполнительной системы и других представителей социально-значимых организаций (служб).

Свой вклад в решение важной государственной задачи по ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, должны внести региональные уполномоченные по правам человека. Дополнительные возможности для этого создает Федеральный закон от 18 марта 2020 г. № 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» (Российская газета. 2020. 20 марта.).

Важно совместно с органами исполнительной власти, бизнес-сообществом, религиозными и общественными организациями оказывать помощь бывшим осужденным. И такая положительная практика имеется во многих регионах.

По инициативе уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) совместно с Министерством внутренних дел по
Республике Саха (Якутия), при поддержке республиканских и федеральных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления и общественных организаций организована социально-благотворительная акция «Путь к дому». Нуждающимся оказывается психологическая и медицинская помощь, помощь в восстановлении утраченных документов, родственных связей, содействие в трудоустройстве, в размещении на временное проживание и т.д.

При участии уполномоченного по правам человека в Московской области приняты меры по решению проблемы недостаточности правового регулирования, эффективности деятельности органов, задействованных в сфере социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, взаимодействия между ними (Принят Закон Московской области от 14 июня 2019 г. № 116/2019-ОЗ «О профилактике правонарушений в Московской области среди лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы», в разработке которого принимала участие уполномоченный по правам человека в Московской области.)

В представленном Вашему вниманию бюллетене найдется множество других подобных примеров, а также предложений по решению проблемы возвращения в общество лиц,


В заключение приведу слова Льва Николаевича Толстого: «Насилие нельзя регулировать и употреблять только до известного предела. Если только допустить насилие – оно всегда перейдет границы, которые мы хотели бы установить для него»

Автор: Татьяна Николаевна Москалькова, 
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, 
доктор юридических наук, 

Комментариев нет:

Отправить комментарий