вторник, 20 декабря 2022 г.

В Красноярском крае откроют два учреждения для проживания осужденных к принудительным работам





В Красноярском крае в следующем году откроют два учреждения для проживания осужденных к принудительным работам.

Об этом сообщил начальник ГУФСИН по Красноярскому краю Андрей Попето во время пресс-конференции.

Основной целью принудительных работ является исправление и ресоциализация осужденных через привлечение их к труду. В настоящее время в Красноярском крае порядка 6 тысяч осужденных имеют право на замену наказания в виде лишения свободы принудительными работами. Для исполнения данного вида наказаний предусмотрено расширение сети исправительных центров и кратное увеличение количества мест для этой категории осужденных.

Начальник управления министерства юстиции по Красноярскому краю Людмила Бычкова отметила, что это также приведет к экономии бюджетных средств.

«Это возможность решения определенных производственных вопросов для тех предприятий и организаций, которые испытывают нехватку рабочей силы», — подчеркнула она.

Сегодня на территории Красноярского края есть 6 участков, функционирующих как исправительные центры (УФИЦ) — в Красноярске, Ачинске, Норильске, Канске, Лесосибирске, с. Арейское Емельяновского района и исправительный центр № 1 в Ачинске. Общий лимит наполнения исправцентров — 670 мест.

В 2023 году будут открыты два учреждения для проживания осужденных к принудительным работам на территории Красноярского края — это УФИЦ при ЛИУ-32 на 50 мест в Минусинске и УФИЦ № 2 при ИК-31 с возможностью размещения 153 осужденных к принудительным работам. Кроме того, УФИЦ на 50 мест будет открыт при ИК-24 с дислокацией в п. Новобирюсинский Тайшетского района Иркутской области.

В Красноярском крае отбывают наказание в виде принудительных работ 552 осужденных, из них 476 мужчин и 76 женщин.



«Между зоной и свободой»: один день из жизни осужденных на принудительные работы в Красноярске


Как живут и работают преступники на зарплате

«Агротерминал» — большая база продуктовых складов на окраине Красноярска, этакий огромный рынок, где можно купить овощи, фрукты, яйца и мясо. Вокруг, кажется, ни души — ни машин, ни людей. На выезде из базы — небольшой филиал исправительного центра, который разительно отличается от колонии. Здесь живут и работают те, кого суд приговорил к принудительным работам. Среди них нет убийц, террористов или насильников — лишь «прилежные» преступники, живущие с мобильным телефоном, интернетом и возможностью выезжать в город. Мы посмотрели на их будни и узнали, каково это — находиться между зоной и свободой.

Принудительное исправление


В исправительном центре при ИК-27 на учете стоят 200 человек — они работают на разных предприятиях Красноярска. Это грузчики, разнорабочие, помощники на стройке, уборщики и уборщицы.

В 2011 году в УК РФ был введен новый вид наказания — принудительные работы. Осужденные, приговоренные к таким работам, содержатся в исправительных центрах (ИЦ) или в участках, функционирующих как ИЦ (УФИЦ). В Красноярском крае создано четыре ИЦ — при ИК-7, ИК-15, ИК-27, ИК-31.

Чаще всего на принудительные работы отправляются злостные неплательщики алиментов, но это могут быть и осужденные по разным статьям. 

«Насильников и убийц не любят выпускать из зоны; здесь пара-тройка алиментщиков, с десяток совершивших кражу, пара связанных с наркотиками людей», — поясняет один из надзирателей. 

Такой вид наказания можно получить либо из зала суда, либо отбыв в колонии половину срока. И если первые осужденные сразу попадают в исправительные центры или их филиалы, то последним есть, с чем сравнить.

Принудительные работы считаются самой тяжелой формой из всех видов работ при уголовном наказании, но на таких работах платят зарплату — пусть и небольшую. От этой зарплаты (примерно в размере МРОТа) осужденному остается только часть (не менее 25 % по закону) — что-то уходит на коммунальные платежи за общежитие, что-то — за питание из общего котла, часть — если преступник должен алименты. Пара тысяч остается на личные траты.



Люди на объекте (в данном случае это оптовый центр «Агротерминала») распределяются заранее — четверо мужчин в складском комплексе, двое женщин на уборке, остальные — убираются на территории. С утра все осужденные знают, чем займутся


Осужденная, которую мы встретили по пути в складское помещение, попросила не показывать ее лица. Сначала она жила в колонии-поселении, здесь же она работает уже полгода. До конца срока ей остался год, на свободе она хочет отучиться на мастера по наращиванию ресниц. «Здесь такому, конечно, не учат», — рассказывает она. 


Женщины чаще всего занимаются здесь уборкой


Овощи вместо наркотиков


В одном из огромных складских помещений «Агротерминала» мы встретили троих мужчин. Все трое оказались за решеткой по 228 статье УК РФ — за наркотики. «Это были легкие деньги», — говорят они, но добавляют: «Только вот потом пришлось нелегко». Один из них проработал здесь четыре месяца, другой — восемь, третий — полтора года.


На довольствии у ФСИН осужденные не состоят, поэтому носят обычную гражданскую одежду и обувь, еду тоже покупают за свой счет, а еще оплачивают «коммуналку» за общежитие. Если же денег нет, то оденут и накормят за счет государства.

В этом помещении они занимаются сортировкой и упаковкой овощей — с помощью специальной машины свекла, морковь, картофель и лук отправляются к покупателям в новеньких тарах. Мужчины прошли стажировку и быстро освоились на месте — до того, как оказаться по ту сторону свободной жизни, многие заключенные работали с техникой. Как отмечает Николай Ковалев, заместитель генерального директора по производственно-складскому комплексу, с такими работниками никогда не возникает проблем — они знают цену времени.

«Мы всегда знаем, что человек с утра будет на работе, проведет рабочий день без каких-либо нареканий. Бывает, людей на работу возьмешь, а у них постоянные перекуры — здесь такого нет, у них строго по распорядку всё. Никого не надо собирать, звонить, спрашивать, где они ходят», — поясняет Николай Ковалев.




В складском комплексе трудится примерно 12 человек, но ежемесячно на работу с ними обновляется заявка. 


Конкретно здесь осужденные работают с сортировочной машиной. С обеих её сторон делается отбраковка овощей, а дальше те укладываются на палеты. 


Работы ведутся под присмотром технолога и оператора. В этом цеху работают более квалифицированные кадры. 


Мужчины трудятся здесь на протяжении всего рабочего дня


Уже упакованные овощи отправляются в специальный бункер

Условная свобода

Осужденные отрабатывают год, у них есть право на 18 календарных дней отпуска, когда они могут отправиться в любое место России. У некоторых осужденных есть личные автомобили, — и по разрешению начальства в свободное время они могут уехать, куда им нужно. Например, по выходным есть возможность навестить семьи.



Алексей провел в колонии 4,5 года, прежде чем получить более «мягкое» наказание в виде принудительных работ. Когда-то давно он работал менеджером по рекламе в строительной фирме, за его плечами — неоконченное высшее, но здесь он отбывает наказание. 

«Сейчас рассматривают мое заявление на переезд домой, чтобы сюда только на работу ездить. Конечно, здесь лучше, чем в колонии, но хуже, чем дома. Я могу по разрешению начальства выезжать по своим делам — в городе у меня живет маленькая дочка и всегда ждет бабушка. После отсидки собираюсь работать в строительстве, буду класть асфальт, там хорошие зарплаты. Здесь денег откладывать на будущую жизнь не удается», — рассказывает Алексей Шакура, один из заключенных.

Комната в общежитии при ИУФИЦ ИК-27.
 Многие осужденные отмечают,
что жизнь здесь распорядком и условиями напоминает армейскую.


«Отбывающие наказание здесь довольны содержанием и работой и даже имеют перспективу дальнейшего трудоустройства. В общежитиях они живут примерно как в армии. Это даже вызывает некое недоумение. Те люди защищают страну, эти — отрабатывают наказание, а у них одинаковые условия. Значит, в стране больше стали уважать человека. Сегодня они — осужденные, а завтра — те граждане, которые будут развивать страну», — отмечает заместитель председателя Общественной палаты края Валерий Васильев.

Вид из спальной комнаты общежития для осужденных


Безжизненный порядок

Для проживания осужденных к принудительным работам в исправительном центре при ИК-27 оборудовано три общежития. В комнатах на каждого осужденного здесь приходится по 4 кв. метра. В конкретно этом филиале — маленькие светлые спальни выглядят безжизненно, потому что убраны настолько, что возникает ощущение, будто здесь никто не живет.


На входе в общежитие встречает инспектор группы надзора. У него нет оружия, но в случае чего он сможет подать сигнал. В его небольшой «комнатке» — система видеонаблюдения


В прихожей — куртки и обувь мужчин, которые здесь проживают. Только по ним можно поверить, что в спальнях действительно живут люди. 


В этом общежитии живут 30 человек. Каждое утро дежурный наводит везде порядок



Личные вещи у всех спрятаны в шкафы и тумбочки. Даже на стульях здесь не стали снимать фабричную упаковку. 


У осужденных обязательный распорядок, обычно личное свободное время — с 6 до 9 вечера. В праздничные дни распорядок немного «сдвигается»


У преступников есть телефоны и машины, они могут жить почти свободной жизнью, но должны подчиняться правилам и постоянно отмечаться у инспекторов. 

Рядом со спальными комнатами — небольшая «столовая» и другие «бытовушки».



Единственное «живое» место в общежитии — небольшая кухня, где мужчины могут попить чаю или что-то съесть. 


У каждого — свой отсек в открытом шкафу, и только по биркам с фамилиями и кружкам, печенью или пачкам чая можно определить, что здесь действительно живут разные осужденные...


... с разными предпочтениями и жизненными историями. 

Как отмечают специалисты службы исполнения наказаний, случаев побега из участка при исправительном центре не было. «Устал — хочу в колонию», — в данном случае здесь может быть только так. Были случаи употребление наркотиков и алкоголя, но после этого осужденные отправлялись обратно — на зону.

На выходе из общежития

Этот филиал исправительного центра открыли в декабре прошлого года. Всего же в Красноярском крае таких мест — 370, из них 20 предусмотрены для женщин.





Прочитать ещё 👇










Интересно? Тогда поддержи лайком, репостом или комментарием.

Комментариев нет:

Отправить комментарий