вторник, 17 мая 2022 г.

«В каждого мерзавца верил»


В Москве простились с правозащитником Андреем Бабушкиным




В Доме прав человека прошла церемония прощания с Андреем Бабушкиным, который всю свою жизнь потратил на то, чтобы за эти права бороться. Проститься с членом правозащитного Совета при президенте РФ, автором многих законопроектов пришли несколько сотен его коллег и товарищей, бывшие и нынешние омбудсмены, представители администрации президента РФ и даже экс-директор ФСИН. Правозащитники отмечали: Андрей Бабушкин всегда ставил проблемы других выше своих, поэтому себя уберечь не смог.

Церемония прощания с правозащитником Андреем Бабушкиным
Фото: Иван Водопьянов, Коммерсантъ

Андрей Бабушкин скончался 14 мая на 59-м году жизни. Прощание с ним изначально планировали провести в Сахаровском центре (РОО «Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова» внесена Минюстом в реестр иноагентов). Однако затем церемонию перенесли в московский Дом прав человека. Чтобы никто из желающих проститься с правозащитником здесь не потерялся, через каждые пять метров выстроились юноши и девушки с черно-красными лентами на рукавах. Сразу возле входа в само здание они же выдавали подошедшим по несколько гвоздик.




— Пожалуйста, проходите, возлагайте цветы,— молодые люди в костюмах просили пришедших не толпиться у входа в зал, а проходить по очереди к гробу. За изголовьем возвышались венки «От Совета по правам человека при президенте» и «От уполномоченного по правам человека в РФ». Впрочем, сама Татьяна Москалькова посетить прощание не смогла.

К официальному началу церемонии, к 11 часам, зал заполнился лишь на пять десятков человек.

Однако глава СПЧ Валерий Фадеев сразу поспешил всем напомнить, что Андрей Бабушкин помог «сотням тысяч людей, что поразительно для одного человека»: «Я до конца даже не смог осознать, какому количеству людей помог этот человек».

Руководитель аппарата уполномоченного по правам человека в РФ Владимир Лозбинев рассказал, что до сих пор на рассмотрении омбудсмена находятся десятки его обращений по поводу нарушения прав заключенных.

Глава СПЧ Валерий Фадеев
Фото: Иван Водопьянов, Коммерсантъ


«Он был прежде всего человеком неравнодушным, беспокойным и, прямо скажем, не всегда удобным,— признался замначальника управления президента РФ по общественным проектам Александр Журавский.— Он всегда ставил очень неудобные вопросы. Да и то, чем он занимался, всегда было не очень удобно — пенитенциарная система имеет свои достоинства и недостатки. Не всегда мы его понимали, не всегда он понимал представителей органов власти, и это, наварное, нормально для правозащитника».

«Все мы знаем, что система ФСИН имеет свои больные точки, и во многом Бабушкин и его товарищи помогали их устранять,— заметил бывший директор ФСИН Александр Калашников.— Его оценка ситуации была равнозначна комплексной комиссии». Сперва, признался господин Калашников, правозащитник показался ему очень «несуразным», хотя и искренним, но, узнав лучше, чиновник стал его уважать.

О «несуразности» Андрея Бабушкина вспомнил и член СПЧ Николай Сванидзе: «Лет десять назад мы встречались с президентом Владимиром Путиным, когда еще такие встречи были возможны. Был декабрь. А Бабушкин был в босоножках. Я тогда подумал: как же ему плевать на эти внешние штуки».

Господин Сванидзе также отметил несправедливость того, что его бывший коллега ушел из жизни в такое тяжелое время, когда в помощи нуждается еще больше людей, чем прежде.

Буквально каждый из выступавших рассказывал, что получал от Андрея Бабушкина «в любое время дня и ночи» СМС-сообщения или звонки, в которых тот рассказывал о проблемах, требующих безотлагательного решения. «Такой ранний уход — следствие того, что человеку некогда было заниматься своим здоровьем, отдыхать и даже спать ночью. Ему просто не до этого было,— рассказал депутат Мосгордумы Сергей Митрохин.— Он жил для других — это моральный императив».

Депутат Московской городской думы Сергей Митрохин (в центре)
на церемонии прощания с правозащитником Андреем Бабушкиным
Фото: Иван Водопьянов, Коммерсантъ


Правозащитница Ева Меркачева подтвердила: когда она вместе с Андреем Бабушкиным «путешествовала по тюремным краям», он мог «не спать, не есть и не пить». «Каждый раз, когда нужно было выбрать между своим здоровьем и счастьем и жизнью другого человека, он всегда выбирал другого,— рассказала она.— Каждый раз, когда к нему обращались, он плевал на свои потребности и занимался судьбой другого человека. Он посвятил себя тем людям, которые, казалось бы, недостойны никакой жалости, которые, казалось бы, недостойны никакого сочувствия, никакой помощи. А он помогал. В каждого мерзавца верил».




Главред «Московского комсомольца» Павел Гусев рассказал присутствующим, что Андрей Бабушкин продолжал помогать осужденным даже после таких ситуаций, после которых все остальные перестали.

«Его маму убил человек, которого он спас от многих бед в тюрьме,— объяснил господин Гусев.— Он не бросил, не обозлился, не стал злобным на всех тех, кто мог такое совершить. Он человека вытащил из тюрьмы, а тот пришел и убил его маму. Казалось бы, после этого — все. А он еще больше помогал».
По мнению бывшего уполномоченного по правам человека в Москве Александра Музыкантского, если бы сегодня собрались все, кому помог Андрей Бабушкин, «ни один зал не мог бы вместить этих людей».

Главред «Московского комсомольца» Павел Гусев (слева)
Фото: Иван Водопьянов, Коммерсантъ


Действительно, к середине церемонии зал, в центре которого на постаменте возвышался гроб, заполнился людьми. Несколько сотен человек все плотнее окружали покойного. Еще несколько десятков толпились на лестнице — очередь из желающих проститься с покойным растянулась по лестничным пролетам. В зале появилось еще несколько венков: «От Фонда в защиту прав заключенных», от «Общественного совета при ГУ МВД России по Москве», а также от партии «Яблоко».

Основатель «Яблока» Григорий Явлинский отметил: «Он был не правозащитник, а человек. Это намного сильнее». «Кого вы еще можете представить, кто бы, увидев лежащего на земле полуживого человека, подобрал бы его, привел домой, положил на свою кровать, а сам лег рядом на пол? — продолжил он.— А на следующий день повторил бы все заново, если бы столкнулся с таким же».

Председатель политической партии «Яблоко» Николай Рыбаков
на церемонии прощания с правозащитником Андреем Бабушкиным
Фото: Иван Водопьянов, Коммерсантъ


«Он нам подарил несколько лозунгов,— напомнил бывший глава президентского совета по правам человека Михаил Федотов. — Один из них: “Или диалог, или некролог”. Он был сторонником диалога — считал, что любую проблему можно решить через диалог».

 С ним согласился член Московской Хельсинкской группы, соавтор Конституции 1993 года Илья Шаблинский. Он рассказал, что, хотя Андрей Бабушкин встречался иногда «со злобными людьми, подчас садистами», но со всеми пытался найти общий язык. «С моей точки зрения, он успел, что хотел,— заключил господин Шаблинский.— Его жизнь удалась — он защитил кого мог».

Как рассказала «Ъ» Ева Меркачева, правозащитник будет похоронен на Митинском кладбище рядом со своим отцом.

«Мы просили место на Троекуровском кладбище. Михаил Федотов просил, Валерий Фадеев поддержал,— сообщила госпожа Меркачева.— Мы считали, что он для города многое сделал, для страны. Но, к сожалению, мэрия не откликнулась на наши просьбы».

По ее словам, Комитет за гражданские права, который возглавлял Андрей Бабушкин, лишили помещения и всех грантов. «Накануне своей смерти он писал всем письма — просил о помощи с помещением и с деньгами,— говорит она.— Рассказывал, сколько организация делает, сколько человек останется без помощи. Доктор ему сказал 7 мая обязательно ложиться в больницу. Но он не лег, потому что считал, что успеет отправить все письма, и кто-то откликнется и поможет». «Таких людей надо беречь, а он оказался недооцененным,— со вздохом отмечает Ева Меркачева.— Он надеялся все спасти. А в итоге не спас ни организацию, ни себя».

Источник: Коммерсантъ


По теме:




Если вам нравится материал — поддержите в комментариях, поставьте лайк или сделайте репост в ленту своей странички соцсети или в мессенджере, поделившись с друзьями.


2 комментария:

  1. 9 дней как не стало Андрея Бабушкина. Мария Арбатова о нем; «Есть масса правозащитников в дорогих пиджаках, живущих на гранты, с нулевым КПД. Андрей Бабушкин был в моём понимании правозащитником «в шортах» и, инспектируя зоны, размещал фотки, где стоит между амбалами в УФСИНновской форме, одетым в рубашонку с коротким рукавом, галстук, съехавший на бок, и шорты. Я даже звонила его сестре Марине, с которой давно дружу, подговаривала её приодеть Андрея, но Марина напоминала, ты же знаешь, его это вообще не волнует. И вовсе не анекдот, а реальная история, что, как член Совета по правам человека при президенте, он пришёл в декабре на заседание в Кремль в босоножках на носки. Не было у него денег на ботинки, или времени, чтоб их найти, или болели ноги, не знаю. Но факт засвидетельствован и никак не сказался на его докладе Путину.
    Ева Меркачева, с которой он ездил по зонам, а это самое тяжелое и опасное в правозащите, потому что начальникам зон несложно наслать на слишком упёртого проверяльщика бандитов, рассказывала, что, когда она, молодая и красивая падала от усталости, Андрей говорил, поехали в следующую колонию, там ждут люди. Мог сутками не есть, ни пить, не спать, ведь в каждой зоне к нему выстраивалась несметная очередь просильщиков. И когда прислал мне 9 мая в 5 утра поздравление с праздником, было ясно, что ещё не ложился, а писал бумаги для освобождения незнакомых ему людей. Ложился он, по словам сестры, часов в 8, спал несколько часов и бежал на совещания,, потому что состоял во всех правозащитных советах.
    Для него не существовало плохих людей, он был неизлечим от презумпции невиновности. И многие не знают, что когда-то помог освободиться одному зеку, поселил его в квартире, где жил с мамой, опекал и социализировал. Но зек был наркозависимым и сорвался, пришёл, когда не было Андрея, убил его маму и ограбил квартиру, чтоб купить дозу. Все были уверены, что Бабушкин после этого уйдёт из правозащиты, а он на предложение моей подруги правозащитницы Маши Слободской пожить у неё неделю после потери мамы, сказал, что не может, потому что у него суд. И этот суд очень важен, потому что он год вытаскивал из тюрьмы невинного мальчика, и это суд решающий шаг, а дома все бумаги.
    Если б не знала Андрея Бабушкина много лет, я считала бы его придуманным персонажем, потому что таких не бывает. Он играл на гобое, закончил философский МГУ, получил в армии профессию артиллериста-разведчика, короче, умел всё. Был невероятно трогателен и животных любил не меньше, чем людей. Казался добрым как Дед Мороз, но при этом был таким харизматичным и жёстким, что его боялось всё тюремное начальство. Создав общественную благотворительную организацию «Комитет за гражданские права», он часто бы крайне неудобен власти, его лишили помещения, не давали грантов.
    Я так и не доехала до этого легендарного офиса, где сидела очередь из записавшихся на приём бомжей и других просителей. К тому же в офисе по очереди жили шиншилла, поросёнок, два гуся и крокодил. Шиншиллу и поросёнка подарили, гусей привёз на жаркое защищённый Бабушкиным фермер, но он же мог их съесть, а приютил, а потом пристроил кому-то в деревню. Ещё лучше история крокодила, которого доверчивый Андрей купил в Египте и сумел ввезти, когда он был размером с ладошку. Но крокодил стал расти, перестал помещаться в ванной офиса, и его пришлось пристраивать в зоопарк.
    Каждый буддистский монах даёт клятву спасти все живые существа, сколько бы их не было в мире. В этом смысле Андрей Бабушкин не отличался от буддистского монаха, хотя и считал себя старовером. И был так «жаден» до прав человека, что работал по каждой жалобе, добиваясь невозможного. Был правозащитным междисциплинарником, универсалистом и кративщиком, для него не существовало закрытых тем. Когда Совет при Уполномоченной по правам человека Москвы Татьяне Потяевой обсуждал ситуацию с наркотиками в столице, Андрей пришёл, как всегда, опоздав. И сделал короткий доклад такого содержания, что исполни хоть половину его предложений, в Москве бы исчезли закладки.

    ОтветитьУдалить
  2. Когда Совет проводил выездное заседание в здании ФМС на Новослободской, все, особенно я, его инициировавшая, подготовили доклады на тему коррупционной составляющей. А Андрей просто взял своего приятеля, приметного двухметрового таджика, и стал прохаживаться с ним мимо входа в ФМС. Они за полчаса получили от трущихся там персонажей 23 предложения решить за деньги все проблемы таджика, включая гражданство! И это стало определяющим для резолюции выездного заседания Совета, оправленной в правительство.
    Охотники за металлами спилили чугунные навершия на старом заборе нашего дома и, не понимая, что делать, я позвонила Бабушкину. Андрей сказал, важно их поймать, эти банды воруют крышки колодцев, туда падают и погибают люди. Сам он занят и пошлёт ко мне свою помощницу Флёрочку, но заодно мы должны проинспектировать здание отдела полиции, особенно КПЗ, ширину шконок, качество туалетов и вентиляции. Я удивилась, зачем мне для визита к полицейскому начальству какая-то девица? Но Флёрочка оказалась обаяшкой лет на десять старше меня, мгновенно построила замначальника отдела полиции, провела ревизию КПЗ, измерила шконки, обнаружив недостачу сантиметров. Короче, школа Бабушкина.
    Когда Андрей прочёл в сети, что у меня тяжёлый ковид, то позвонил со словами, напиши смской список продуктов и лекарств. Я напомнила, что у меня есть муж, два сына и т.д. Андрей сказал, но если они заняты, напиши, деньги у меня есть. И это при том, что у него не было ни денег, ни времени, и я не входила в его ближний круг. Об Андрее Бабушкине можно писать тома, и я мечтаю, чтобы кто-то снял по него фильм. Ева Меркачёва написала в МК, приходите на прощание, если Андрей Бабушкин вам когда-то помог. И пришли толпы. Они не вместились во время церемонии прощания в зал и стояли на улице под дождём. И все, кому хватило мест в автобусах, поехали на Митинское кладбище.
    Мы представляем себе Данко юным красавцем, а Андрей Бабушкин был похож на Карлсона, и отдавал своё сердце по кусочкам, пока оно не остановилось. Перед смертью он ходил на работу с направлением на госпитализацию в кармане. Получал капельницу, и снова шёл на работу, дела казались ему срочными. Андрею было всего 58 лет, за которые он защитил тысячи и тысячи конкретных людей, и защитил миллионы людей своим влиянием на принятие новых законов. Считается, что незаменимых не существует, есть незаменённые. В случае с Андреем Бабушкиным это не так. И если хочется что-то понять «о роли личности в истории», уместно читать его так жестоко оборвавшуюся биографию…»

    ОтветитьУдалить