суббота, 19 марта 2022 г.

«Работу могут потерять около миллиона человек». Инструкция — что делать, если вас сокращают


В связи с событиями на Украине международные компании разрывают контракты с Россией, закрывают производство и перестают работать на территории страны. IKEA приостановила работу магазинов, аналогичным образом поступили H&M, Mango, Bershka и многие другие бренды. Из-за этого тысячи россиян рискуют остаться без работы в ближайшее время. «Такие дела» узнали у сотрудников международных компаний, как поступают с ними их работодатели, а также попросили экспертов оценить состояние рынка труда и дать советы тем, кто сталкивается с сокращениями.


Фото: Giorgio Grani / unsplash.com


Компании, которые взяли паузу

За две недели, прошедшие с начала «спецоперации» {Роскомнадзор обязывает российские СМИ называть происходящее на территории Украины «специальной военной операцией». Материалы, в которых конфликт назван иначе, ведомство требует удалять под угрозой блокировки издания} России на Украине, о приостановке работы или уходе с российского рынка заявили около 400 иностранных компаний в разных отраслях. Среди них McDonald’s, Coca-Cola, LEGO, Hyundai.

«Надо понимать, что многие международные компании пока взяли паузу и не ушли из России окончательно, — подчеркнул старший консультант Лаборатории карьеры Алены Владимирской Дмитрий Утукин. — IKEA, большинство автопроизводителей, IT-компаний, крупный финтех, консалтинг, поставщики услуг приостановили продажи в России. Это связано не только с политической обстановкой, но и с волатильностью курса рубля, а также с нарушением цепочек поставок. Они оставили для себя возможность быстро вернуться на рынок».

Его слова подтверждает сотрудник IKEA из Санкт-Петербурга Иван (имя изменено по просьбе героя). Магазины торговой сети приостановили продажи в России с 4 марта.

«У компании была очень сложная ситуация после ковида: многие предприятия останавливали производство, в связи с этим некоторые товары просто исчезали. После ковида пришли нынешние обстоятельства, которые тоже очень сильно влияют на нас, многих товаров снова нет, — рассказал Иван. — Я думаю, это одна из причин, по которой IKEA решила приостановить свою деятельность в России, — нет смысла продавать воздух. С точки зрения бизнеса это понятно».

Никаких политических заявлений для сотрудников IKEA не делала, добавил Иван.




По словам Ивана, приостановка продаж также обусловлена трудностями с поставкой товаров.

«В России производят не так много товаров: несколько диванов, кроватей, посуду. Многое едет из других стран. Товары не смогут приехать, потому что будут сложности на границах, — отметил собеседник редакции. — Все заводы IKEA, которые находятся в России, приостановят производство по этим же причинам».

Всего, по подсчетам Tinkoff Journal, в магазинах IKEA в России и Белоруссии работает около 15 тысяч человек. Иван отметил, что сейчас сотрудников компании не увольняют. По его словам, на протяжении трех месяцев они точно продолжат работать — в течение этого времени им обещали выплачивать зарплаты.

«Мы ходим на работу, принимаем возвраты, занимаемся обменами, доставляем все купленные товары, которые люди успели приобрести до 3 марта. Нам сказали, что у компании есть в планах оставаться и оставлять сотрудников. Я думаю, они верят в быстрое разрешение кризиса и хотят сохранить тех людей, которых уже приняли на работу. Потому что новый персонал — это лишние траты», — отметил Иван.


Жесткие сокращения

Жестко объявили о закрытии бизнеса в России и сокращении сотрудников лишь несколько предприятий. Среди них — нефтегазовые компании Shell и BP, консалтинговые Accenture и Hays, а также представители IT-сферы SAP и EPAM, уточняет Утукин.

«Сотрудники этих компаний, как правило, имеют высокую квалификацию, востребованы на рынке. Мы уверены, что их шансы на релокацию или на получение интересных позиций внутри России максимально высоки», — уточняет эксперт. 

Специалисты Лаборатории карьеры Алены Владимирской пока не наблюдают крупного оттока персонала в России и массовых сокращений, отмечает Утукин.

«Но это не значит, что они не последуют, — обращает внимание он. — Сокращениям будут способствовать не только отток иностранных компаний, но и общая экономическая рецессия, последствия которой мы начнем ощущать уже через несколько недель. По разным оценкам, работу могут потерять около миллиона человек. Первые звоночки уже начинают поступать. Кого-то сокращают, соблюдая все трудовые права. К сожалению, уже есть факты давления на сотрудников, чтобы получить от них заявление об уходе по собственному желанию и не платить компенсаций».

Уволилась с заявлением по собственному желанию Юлия, которая работала копирайтером в российском офисе международной IT-компании (героиня решила сохранить анонимность и не стала раскрывать, о какой компании идет речь).

«В первый день, когда мы просто проснулись утром от новостей, руководство сказало, что речи об увольнениях не идет. Сказали, что смогут нас устроить куда-то в свои другие конторы [в других странах], но, мол, вы, главное, уезжайте. Я начала собираться. Моя зарплата позволяла мне вполне спокойно переехать в Грузию».

По словам Юлии, в тот же день им заплатили за месяц вперед, и у нее были финансовые возможности релоцироваться, оставалось уладить вопросы с документами. Но на следующий день сотрудников снова собрали на общий созвон и попросили всех написать заявления на увольнение по собственному желанию.

«Я это сделала. Мы поняли, что компания, чтобы не попасть под санкции, хочет ликвидировать российское ООО. Уже на следующий день мои аккаунты в рабочей почте удалили. На мне была ответственность не только за английский язык, но и за русский, поэтому никому я особо [в компании] не нужна. Прислали зарплату за оставшийся месяц — по нынешнему курсу это неплохие деньги, которые мне позволят продержаться какое-то время. Но больше я никуда из страны не уезжаю, потому что не могу себе этого позволить».

Еще через три дня Юлии пришло письмо от датского агентства переводов, с которым она сотрудничала. Ей сообщили, что больше не будут заниматься переводами на русский язык, так как компания LEGO, с которой они сотрудничали, приостановила работу в России.




Помимо этого, столкнулись с трудностями россияне, которые к концу февраля 2022 года успели договориться о начале работы в международных компаниях. Жительница Рязани Ирина Мартос рассказала ТД, что получила предложение стать ивент-менеджером от компании eSputnic — платформы автоматизации маркетинга.

«Компания украинская, но с большим отделением в России, с офисом в Москве, — уточнила Ирина. — Мы договорились об этом 21 февраля, составили план мероприятий на год. 2 марта у меня должен был быть первый рабочий день».

Сейчас Ирина ищет работу, но это сложно, поскольку многие компании приостановили наем новых сотрудников.

«Вместо моих прежних амбиций — компания с хорошими перспективами, креативными задачами, чтобы были девушки в составе руководства, чтобы в договоре была ДМС и много чего еще, я стараюсь найти хоть что-то, где готовы сейчас брать новых сотрудников».


Что делать тем, кого увольняют?

Как будут оформлять увольнения сотрудников иностранных компаний, уходящих из России, — самый популярный вопрос, который в последнее время задают журналисты адвокату, руководителю практики трудового права МКА «Солдаткин, Зеленая и партнеры» Ксении Михайличенко, отмечает она сама.

«Давайте начнем с того, что большинство иностранных компаний, объявивших о приостановлении работы в России, пока окончательно не закрывают российские офисы: это долго, дорого и проблематично открывать его заново, если ситуация будет разворачиваться иначе, — говорит Михайличенко. — Поэтому работников отправляют либо в ежегодный отпуск, либо в простой. Заставить написать заявление на отпуск за свой счет никто не может, поэтому такое заявление не нужно подписывать. Пусть отправляют в оплачиваемый отпуск».

Простой по вине работодателя оплачивается в размере 2/3 от средней зарплаты — это среднее значение от всех начисленных выплат, в том числе премий, за последние 12 месяцев, поясняет адвокат.

«На мой взгляд, неправильно будет применять норму об оплате простоя не по вине работодателя, так как запрета на деятельность иностранных компаний нет, они самостоятельно принимают такие решения», — обращает внимание Михайличенко.

Если компания окончательно уходит с рынка, то самые законные варианты расстаться с сотрудниками — это увольнение по сокращению или увольнение из-за ликвидации предприятия, считает собеседница ТД. Для работника оба варианта «абсолютно идентичны по последствиям».


Как должно быть оформлено увольнение в таком случае: 

  • работника должны уведомить за два месяца до даты увольнения — он может согласиться не отрабатывать этот период, но тогда работодатель должен компенсировать зарплату за это время;  
  • сотруднику должны предложить все вакантные должности, которые он может занять (вряд ли они в такой ситуации будут);
  • работодатель должен учитывать преимущественное право: например, если принято решение из 20 консультантов сократить 15, то надо оставить пять человек, которых выбирают по наибольшей производительности и квалификации, также важно учесть семейные обстоятельства;
  • в день увольнения сотруднику положена выплата выходного пособия в размере одного среднего заработка, а в случае неустройства на работу во второй и третий месяц после увольнения за эти месяцы также выплачивается средняя зарплата.
Михайличенко тоже отмечает, что многие компании уже начали предлагать работникам не идти по формальной процедуре сокращения, а уволиться «одним днем по собственному желанию или по соглашению сторон». 

«Я крайне не рекомендую писать заявление по собственному, а вот на соглашение сторон идти можно, если работодатель согласен включить в него выходное пособие, плюс-минус такое же, как работник получил бы при сокращении», — подчеркивает адвокат.


Что делать тем, кого уже уволили? 

Утукин отметил, что важно обратить внимание на отрасли, в которых сейчас будут активно нанимать людей. Среди них российская фарминдустрия, считает эксперт.  

«Зарубежные препараты будут стоить заметно дороже, возможно, некоторые компании ограничат поставки. Их заменят российские производители», — прогнозирует Утукин.

В числе прочих перспективных работодателей эксперт называет:

  • компании, работающие с рынками ОАЭ, Китая, Вьетнама, Катара;
  • агентства, наработавшие экспертизу в социальных сетях «Одноклассники», «Яндекс.Дзен», «ВКонтакте»; 
  • государственные и окологосударственные компании, компании, связанные с предприятиями оборонно-промышленного комплекса;
  •  оставшиеся в России медиа.

Какие шаги стоит предпринять людям, потерявшим работу прямо сейчас. 

  1. Выделить свой главный навык, свою отличительную черту, свою фишку. Описать ее в резюме глаголами. Потренироваться говорить об этом на интервью. 
  2. Составить список компаний, которые остаются на рынке и в которых такой навык может быть востребован. Настроить на площадках по поиску работы уведомления о вакансиях в таких компаниях. Важно откликаться в течение первых часов после публикации. 
  3. Мониторить вакансии не только через hh.ru, но и через телеграм-каналы, рассылки вакансий — facancy.ru, а также агрегаторы — indeed.com. Установить VPN, мониторить группы в Facebook и LinkedIn. Хантеры и HR-специалисты продолжат искать там людей. 
  4. Оповестить знакомых через соцсети и лично о том, что вы ищете работу. Даже если работы нет именно у них, они могут вас рекомендовать. 
  5. Фокусироваться на количестве попыток, а не на количестве собеседований. Людей фрустрируют не столько отказы, сколько отсутствие реакции на их отклики. Это как в ловле рыбы на спиннинг: секрет не только в удачном месте, но и в количестве забросов.

Источник: Такие дела 


По теме:







Если вам нравится материал — поддержите в комментариях, поставьте лайк или сделайте репост в ленту своей странички соцсети или в мессенджере, поделившись с друзьями.




1 комментарий:

  1. Друзья, небольшая пауза в разговоре про психологию и минутка правозащиты.
    Вижу в комментариях здесь и слышу от знакомых и коллег опасения, что могут принуждать что-то подписывать в поддержку того, с чем они не согласны, участвовать в беседах с участковыми и т.д. Люди опасаются увольнения, что их детям-студентам может грозить отчисление, а школьников могут поставить на учёт.
    Все это нервирует и пугает. Но что вы должны помнить.
    Запугивание активно используется именно потому, что это дёшево и нерегламентировано. Увольнять, отчислять, заводить дела сложно и долго, и может легко быть оспорено с помощью, например, адвоката. Звонки, беседы, самозваные "комиссии" и придуманные "учеты" - это дёшево и невозможно опротестовать. По сути, это в чистом виде психологическое давление. Которое работает только если "объект" на него ведётся.
    Не ведитесь.
    Говорят, из спасибо шубу не сошьешь. А из беседы дело не сошьешь - особенно если она не состоится. Вы не обязаны вести беседы ни с кем, если сами не захотите.

    1. Сохраненяйте спокойствие и не помогайте им.
    Вы не обязаны перезванивать участковому или кому бы то ни было.
    Вы не обязаны вести никакие разговоры по телефону, хотя бы потому, что по телефону вам не могут предъявить удостоверение.
    Вы не обязаны ходить ни на какие комиссии, а если пойдете, не должны там себя чувствовать виноватыми (если ваш ребенок никого не побил).
    "Постановка на внутришкольный учёт" - бессмысленное магическое действие, которое не отразится на вашем ребенке вообще никак.
    Отказ от подписания обращений, с которыми вы не согласны или от размещения символики, которая вам не близка, не может быть наказуем ничем никак вообще, что бы вам про это ни говорили.

    2. Называйте вещи своими именами, проясняйте.
    В диалоге лучше всего помогают уточняющие вопросы: "Я правильно понимаю, что вы мне угрожаете? Уточните: вы мне сейчас сообщаете, что я не могу иметь своего мнения? Не могли бы вы ещё раз прояснить: вы сейчас говорите о том, что моего сына/дочь могут исключить из вуза за то, что он выражает свою гражданскую позицию?". Эти люди обожают намеки и мутные угрозы, и очень не любят уточнений.

    3. Фиксируйте.
    "Простите, мне кажется, это важный разговор, а я волнуюсь, можно я включу запись, чтобы переслушать позже?
    Мне кажется, вы мне угрожаете, я пока не могу разобраться, чем именно. Вы не против, я сделаю запись, чтобы посоветоваться потом с адвокатом?"
    Вам не могут запретить. Но могут прекратить разговор - вот и славно. Не любят они этого.

    4. Предавайте гласности
    Не оставайтесь один на один со своей тревогой. Сообщите о происходящем друзьям, коллегам, знакомым, напишите в соцсетях.
    Если у вас есть основания опасаться серьезного преследования, важно иметь контакты адвоката.

    Помните: все эти фокусы работают только с теми, кто в них верит.
    Вспоминаем анекдот "Ну, тогда я тебя вычёркиваю"

    ОтветитьУдалить