вторник, 22 марта 2022 г.

Великие гетеры: 10 самых знаменитых греческих куртизанок в истории



Гетеры – уникальное явление в мировой истории, которое мы можем встретить только в Древней Греции. Сам перевод слова «гетера», означающий «подруга», говорит об их основном занятии, далеком от постельных утех. Хорошо образованные, окружённые роскошью и великими мужчинами, эти свободные независимые женщины создавали вокруг себя атмосферу соревнования в искании красоты, облагораживали вкусы, содействовали развитию науки, литературы и искусства — очарованные ими, влюбленные поклонники старались сделаться достойными предмета своего обожания. И в то же время гетеры были причиной расточительности и прочих безумств. Однако некоторые из этих удивительных женщин стали настоящей легендой и украшением своего народа. На этой странице вы найдёте десять имён самых знаменитых гетер в истории…


1. Лаиса из Коринфа

принт Лаис, 1902

Гетера Лаиса была рабыней, привезённой в Афины с острова Сицилия ещё ребёнком. Известный художник Апеллес выкупил ее, и впоследствии, подросшая красавица позировала ему, когда он изображал на картинах Афродиту. В благодарность за любовь, художник отпустил Лаису на свободу. Девушка отправилась в знаменитую школу гетер в Коринф и, обучившись там искусству обольщения, философии, музыке и риторике, осталась в этом городе. Впоследствии она жертвовала деньги Коринфу на возведение в нем храмов Афродиты.

Известно несколько исторических анекдотов о Лаисе — знаменитый оратор Демосфен просил куртизанку о благосклонности, самонадеянно полагая, что она не откажет ему как любимцу афинян. Но Лаиса сказала, что проведёт с ним ночь за десять тысяч драхм, а, если таких денег у него нет, то пусть любящие его афиняне соберут ему такую сумму. Еще Лаиса как-то поспорила, что соблазнит одного из учеников Платона — Ксенократа, известного аскетическим образом жизни, но, Ксенократ, собрав всю свою волю, не поддался ласкам красавицы. Тогда Лаиса, оправдывая своё поражение, произнесла: «Я хотела пробудить страсть в человеке, а не в статуе».

Слава о роскошной гетере разлетелась по всей Греции, Персии и Египту, привлекая богатых поклонников, готовых платить за ее любовь баснословные деньги. В любви прославленная гетера любила контрасты: она одновременно была любовницей изящного Аристиппа и грубого циника Диогена, которому она отдавалась чуть ли не публично. Сохранилась биография Лаисы, написанная Плутархом, где он описывает ее смерть — гетера страстно влюбилась и последовала за возлюбленным в Фессалию, но, фессалийские женщины из зависти к ее красоте убили Лаису. Коринфяне, в благодарность за царские дары их городу, воздвигли в честь Лаисы памятник, изображавший львицу, разрывающую на части барашка. На том месте, где она была убита, была построена гробница с эпитафией: «Славная и непобедимая Греция покорена божественной красотой Лаис. Дитя любви, воспитанная Коринфской школой, она отдыхает на цветущих полях Фессалии»…


2. Фрина

Фрина на празднике Посейдона в Элевзине,
Генрих Семирадский

Знаменитая Фрина влюблёнными в красоту греками почиталась как воплощенная на земле богиня любви Афродита. Она послужила моделью живописцу Апеллесу для его Афродиты Анадиомены и гениальному скульптору Праксителю для статуи Афродиты Книдский. Паломники, преклоняясь перед статуей, шептали: «Как прекрасна твоя красота, Фрина».

Фрина была родом из посвященного музам города Фесписа. В отличие от других известных гетер, она предпочитала держаться вдали от света и жила уединенно. Но, тем не менее, поклонники платили ей такие большие деньги, что гетера стала самой богатой женщиной Греции. Каждый год, во время празднества в честь богини любви Афродиты Фрина на ступеньках храма сбрасывала с себя одежды и под восторженные крики толпы шла к морю, погружалась в волны, а затем выходила из воды, как рождённая из морской пены Афродита.

В гетеру влюбился бедный оратор Гиперид. Он предложил за одну ночь с Фриной отдать свою жизнь. Красавица согласилась, но, когда утром он взял в руки чашу с ядом, гетера не позволила ему лишить себя жизни. Спустя некоторое время Фрина отказалась провести ночь с одним богачом. Оскорбленный поклонник подал на гетеру в суд — он обвинял ее в том, что, обнажаясь во время праздника Афродиты, Фрина развращает народ и оскорбляет богов. Защищал возлюбленную Гиперид. Его речь не убедила судей, и, когда они уже хотели вынести смертный приговор, Гиперид сорвал с Фрины одежды, воскликнув: «Вот, посмотрите!» Поняв, что обвинительный приговор означал бы оскорбление богов, создавших такое совершенное тело, поражённые красотой гетеры судьи оправдали ее. Ещё при жизни Фрины в храме Афродиты ей была установлена статуя, отлитая из чистого золота.


3. Аспасия

Аспасия, художник М.Ж.Бульярд


Аспасия — самая знаменитая из всех греческих гетер. Она прославилась не только красотой и невиданной образованностью, но и огромным влиянием на политику Греции. В Афины юная Аспасия прибыла из Милета (территория современной Турции), который называли царством гетер. Веселые пиры, деньги и дорогие подарки богатых поклонников интересовали девушку во вторую очередь — она серьезно занималась философией и была знакома со всеми новыми философскими течениями того времени. В открытом Аспасией светском салоне собирались самые известные люди древних Афин — философы Сократ и Софокл, драматург Еврипид, скульптор Фидий, влиятельные политики Алкивиад и Перикл. У гетеры была свита красивых учениц, которые не давали скучать именитым гостям ни во время философских бесед, ни после них.

Со временем Аспасия сделала своим избранником правителя Афин Перикла. Из-за нее он развёлся с женой и женился на гетере. Влияние Аспасии на Перикла было так велико, что через него она, чужестранка, фактически управляла Афинами. Многим афинянам это не нравилось, и гетера была обвинена в развращении юных девушек и сводничестве, а также втягивании афинского полиса в войну с другими греческими городами из-за того, что у неё похитили нескольких подруг-гетер. Это привело к судебному процессу, в котором сам Перикл с большим трудом смог добиться оправдательного приговора.

Сын афинянина от чужестранки признавался незаконнорожденным, но, когда у Перикла умерли сыновья от первой жены, он убедил народное собрание вопреки закону признать его сына от Аспасии афинским гражданином. После смерти Перикла гетера сохранила еще достаточно сильное влияние для того, чтобы дать возможность одному из своих любовников, молодому богатому Лизиклу занять видное положение в республике.


4. Таис Афинская

кадр из фильма «Таис Афинская» по книге И. Ефремова

Самая известная у нас гетера благодаря уникальной книге Ивана Ефремова «Таис Афинская», в которой автор описал биографию этой удивительной женщины, объединив художественный вымысел с реальными историческими событиями, для исследования которых он проделал огромную работу по изучению античных и более поздних источников и авторов от Плутарха до Алигьери.

Таис вошла в историю как возлюбленная Александра Македонского, сопровождавшая его во всех военных походах. В отличие от Фрины, обычно закутанной в плотные одежды, Таис не прятала своё тело, а гордо выставляла напоказ, проезжая обнаженной по улицам покоренных персидских городов. Во многих исторических источниках можно найти упоминания о том, что именно Таис после покорения Александром столицы персидского царя Персеполиса уговорила его сжечь царский дворец в знак мести за разрушение персами Афин. Впоследствии Таис вышла замуж за полководца Александра — основателя новой египетской династии Птолемея I, и исполняла обязанности царицы в Мемфисе.


5. Диотима из Мантинеи


The philosopher Diotima 


Эта выдающаяся женщина была увековечена Платоном в его знаменитом «Пире». По словам Сократа, будучи храмовой жрицей, Диотима в юности преподавала ему «философию любви», а также она дала ему «генеалогию Эроса». В платоновском «Пире» Диотима говорит: «Все люди беременны как телесно, так и духовно, и, когда они достигают известного возраста, природа наша требует разрешения от бремени. Разрешиться же она может только в прекрасном, но не в безобразном», — и добавляет: «Соитие мужчины и женщины есть такое разрешение». По мнению гетеры, любовь — это средство достижения блага и бессмертия. Для Диотимы и Платона красивый человек, будучи проникнут «платонической» любовью, должен направлять внимание к вечным вещам, не отказываясь от земной жизни.

Жрица Диотима, чьё имя в переводе с греческого означает «уважаемая Зевсом», по утверждению Сократа, успешно победила бушевавшую в 429 в. до н.э. эпидемию чумы в Афинах.


6. Сапфо

фреска в Помпеях


Платон называл великолепную Сапфо десятой музой: «Девять лишь муз называя, мы Сапфо наносим обиду, разве мы в ней не должны музу десятую чтить?» А историк Страбон говорил, что «напрасно искать во всем ходе истории женщину, которая могла бы выдержать хотя бы приблизительное сравнение с Сапфо в поэзии». Творчество этой поэтессы в античной Греции оно было таким значительным, что Сапфо включили в канонический список «Девяти лириков».

Отнести эту талантливую поэтессу с острова Лесбос к гетерам было бы неправильно, но в седьмом веке до н.э. образ жизни Сапфо иначе трудно классифицировать. Будучи патрицианского происхождения, девушка была вынуждена бежать на Сицилию, но после смерти тирана, ставшего причиной побега, поэтесса возвращается на Лесбос и собирает вокруг себя учениц, которым преподаёт основы стихосложения, правила игры на музыкальных инструментах, учит их пению и танцам. Сапфо возглавляла культовый фиас в честь богинь Артемиды и Афродиты, который называла «своим домом муз». В узком кругу фиаса девушки писали друг другу стихи страстного содержания, отражающие древние культы женственности, но из-за этого Сапфо превратно приписывали лесбийскую любовь с ее ученицами.

По одним сведениям, на Сицилии Сапфо выходила замуж за богатого андрийца, от которого родила дочь, но муж и дочь прожили недолго. Также Сапфо приписывается, что она свела счёты с жизнью, прыгнув в пучину с отвесных скал из-за безответной любви к красавцу Фэону, но многие исследователи называют это выдумкой, основанной на мотиве одного из стихотворений поэтессы. Как бы там ни было — яркая, эмоциональная, страстная и мелодичная манера письма Сапфо оказала огромное влияние на творчество многих поэтов ее времени и будущих эпох. Ее соотечественники даже помещали несравненную Сапфо на своих монетах.


7. Родопида

античный рисунок

Кто из нас не знает сказку о Золушке, и многие удивятся, узнав, что прототипом главной героини стала… гетера. Согласно преданию, Родопида попала из Греции в Египет. Во время купания орёл унёс ее сандалию, а потом уронил ее на колени фараону. Тот был поражён размером сандалии, и приказал отыскать девушку, которой она принадлежит. Сандалию примеряли многим красавицам, но всем она оказывалась мала. Родопиду, в конце концов, нашли — и фараон взял ее в жены.

Это предание впоследствии стало основой европейской народной сказки, а Шарль Перро написал одно из самых известных произведений мировой литературы — «Золушка, или Туфелька, отороченная мехом» (впоследствии она стала хрустальным башмачком). Так гетера Родопида вошла в историю человечества.


8. Кампаспа

Charles Meynier. 1822. Apelles, Alexander and Pancaspe

Эта гетера, любовница Александра Македонского, была настолько прекрасна, что историки не могут отличить многие ее изображения на фресках от легендарной Фрины. Кампаспа стала источником вдохновения для знаменитого художника Апеллеса. Александр Македонский восхищался красотой гетеры, и привлёк Апеллеса изобразить красавицу обнаженной. Художник так влюбился в Кампаспу в процессе работы, что Александр преподнёс ему гетеру в подарок, доказывая себе, что хоть он и великий царь в отваге, но ещё более велик в самообладании.

Римский писатель I века Плиний Старший предполагал, что для знаменитой картины Апеллеса «Афродита Анадиомена», моделью послужила именно Кампаспа.


9. Теодота

Теодота. Автор картины Picasso 

Гетера Теодота стала причиной смерти Сократа. Она пылко любила философа, несмотря на то, что он был некрасив — куртизанка преклонялась перед его умом. Влюбленный в Теодоту знаменитый драматург Аристофан, желая отомстить счастливому сопернику, высмеял Сократа в одной из своих комедий, а потом обвинил в развращении юношей и безбожии. Сократ был приговорён к смерти и выпил чашу со смертельной цикутой. Но Аристофан так и не добился любви Теодоты.


10. Герпилис

Герпилис и Аристотель, средневековая гравюра


Гетера Герпилис была любовницей Аристотеля и родила от него сына. Философ завещал куртизанке все своё имущество. По утверждению поздних историков, Аристотель ценил ласки Герпилис выше своей философии и исполнял все её прихоти и причуды — чтобы развлечь возлюбленную, он позволял ездить на нем. Средневековая гравюра, изображающая Герпилис верхом на Аристотеле, стала символом победы чувственных наслаждений над возвышенным философствованием…


Источник: apsara-journal


По теме:

- «Вы не женщины, вы гады!»

- Страшно выходить >>

- Женщины, освобождающиеся из мест лишения свободы, как объект социальной работы >>

- «Не бывает дружбы между 15-летней девочкой и 30-летним педагогом». Что такое груминг и как защитить от него ребёнка >>

- Почему женщины убивают? / Редакция >>

- Ростовские феминистки планируют заняться реабилитацией проститутка >>

- Рынок интим-услуг: как он устроен и как ломает жизни / Редакция >>

- «За 5 лет превращаются в старушек»: как выжить в переполненных камерах женских СИЗО >>



Если вам нравится материал — поддержите в комментариях, поставьте лайк или сделайте репост в ленту своей странички соцсети или в мессенджере, поделившись с друзьями.


Также вы можете поддержать материально развитие нашего проекта >>

4 комментария:

  1. Что делала гетера и не делала куртизанка

    Все, что делают женщины, так или иначе связано с мужчинами. Благородные матери семейств нужны им для продолжения рода, а проститутки – для чувственных утех. Но ни те, ни другие не могут удовлетворить еще одну потребность (чисто человеческую) в непринужденном общении с приятными людьми.

    В обществах, которые жестко регламентируют любые контакты мужчин с представительницами прекрасного пола, как правило, возникает спрос на красивых и образованных женщин, создающих приятную атмосферу своим присутствием. В античные времена их называли гетерами, а в эпоху Ренессанса – куртизанками. Несмотря на безусловное сходство между этими понятиями, они не идентичны. Так чем же гетера отличается от куртизанки?

    ОтветитьУдалить
  2. Гетеры – свободные женщины
    Слово «гетера» переводится с греческого языка как «подруга или спутница». Это была свободная женщина, которая ни от кого не зависела. Как правило, гетеры отличались умом, образованностью. Их обучали не только искусству любви, но и умению вести светские беседы. Они пользовались уважением в обществе.

    Главным отличием гетер и от матерей семейств, и от проституток была их личная независимость. Эти женщины жили за счет встреч с мужчинами в собственных домах, владели рабами. Они могли позволить себе красивые, нескромные наряды, дорогие украшения. А кроме того, гетеры обладали правом свободно говорить с посторонними и незнакомыми мужчинами, которого в античную эпоху были лишены другие женщины, не обладавшие правом на собственное мнение.

    Во времена расцвета афинской демократии на специальной стене, которая называлась Керамик, мужчины оставляли гетерам предложения о свидании. Если красавица была согласна на указанную сумму, она подписывала внизу время встречи.

    Как правило, древние греки не скупились на деньги, они даже хвастались встречами со знаменитыми гетерами. Одна из них – по имени Метиха – была настолько занята, что острые на язык «коллеги» дали ей прозвище Клепсидры (водяные часы). С помощью этого устройства женщина отмеряла время свидания с каждым клиентом.

    Судьбы гетер были, как и у всех женщин, разными. Одним удавалось добиться популярности за счет красоты, ума и различных талантов, а другим – нет. Например, древнегреческий полководец и государственный деятель Перикл (около 494-429 гг. до н.э.) развелся с женой и взял в супруги гетеру Аспасию.

    А другая известная красавица, которую звали Фрина, позировала гениальному скульптору Праксителю для статуи богини Афродиты. Полководцы, политики, философы, ораторы и деятели искусства часто пользовались благосклонностью гетер, черпали у них вдохновение.

    ОтветитьУдалить
  3. Куртизанки из высшего общества
    Французское слово courtisane, как и итальянское cortigiana, означает «придворная». Изначально так называли знатных дам, живущих во дворцах особ королевской крови и вельмож. Они исполняли различные представительские функции, следили за этикетом, должны были нарядно выглядеть. А во время приемов в честь иностранных гостей и послов – развлекать гостей приятными беседами.

    Куртизанок не следует путать с фаворитками и любовницами королей. В эпоху Ренессанса этот термин распространился на всех женщин, которые вращались в высшем свете, пользуясь покровительством влиятельных и известных мужчин. И совсем не обязательно они должны были быть знатного происхождения.

    Богатые покровители оплачивали немалые расходы куртизанок. Многие такие дамы жили в исключительной роскоши. Они устраивали приемы, на которые собирались сливки общества: представители богемы, дипломаты, политики, военные. Обязанностью хозяек таких салонов было создание приятной атмосферы. Мужчины могли здесь отдохнуть душой, хорошо провести время, послушать музыку, побеседовать с умными и образованными женщинами.

    Интересно, что куртизанки делились на две категории: oneste – честные дамы; di lume – оказывающие сексуальные услуги своим покровителям.

    Представительницы первой категории являлись элитой женщин своего времени. Они были талантливыми, умными, образованными – настоящими музами и вдохновительницами мужчин, которые часто советовались с oneste при принятии важных решений. Сочетание интеллекта, интереса к искусству и общественной жизни делало их невероятно привлекательными в глазах кавалеров.

    Во вторую категорию куртизанок – di lume – входили красавицы и модницы, тоже образованные, но не блестящие особым шармом. Эти дамы не были проститутками в прямом смысле слова, они стоили своим кавалерам больших денег, но все же ценились обществом гораздо меньше, чем честные куртизанки.

    Иногда, опасаясь сплетен и пересудов со стороны поборников христианской морали, di lume выходили замуж за мужчин, стоящих ниже по социальному статусу, чем их покровители. Такие браки часто были фиктивными.

    Известные честные куртизанки нередко являлись сотрудницами спецслужб, передавая своим кураторам из властных структур секретную информацию, полученную в задушевных беседах с иностранными послами, дипломатами, политиками и военачальниками.

    Например, итальянка Туллия д’Арагона (около 1510-1556 гг.) была известной писательницей и поэтессой, труды которой издавались при жизни и после смерти. Она родилась в Риме, жила в Венеции и Флоренции, пользуясь покровительством самых известных и влиятельных мужчин своего времени. Ее частые и неожиданные переезды из города в город некоторые историки связывают с работой на секретную службу.

    И француженка Марион Делорм (1611-1650 гг.) являлась возлюбленной поэтов, министров, принцев. В ее парижском салоне собирались представители оппозиции, так называемой Фронды, инициировавшие несколько антиправительственных восстаний. Во время одной из таких смут дом куртизанки превратился в своеобразный штаб лидеров этого политического движения, противостоявшего кардиналу Мазарини.

    ОтветитьУдалить
  4. А в чем разница?
    Если говорить о куртизанках категории di lume, то они практически ничем не отличались от гетер. Разве что эпохой. По своей сути, это были элитные проститутки, которые услаждали мужчин помимо занятий любовью еще и приятным общением, пением и танцами, а иногда и игрой на музыкальных инструментах. Правда, услаждали далеко не всех.

    А вот куртизанки oneste (честные женщины) не всегда занимались любовбю даже со своими покровителями, что говорить о поклонниках. Для творческих людей они исполняли роль муз и вдохновительниц, а для знатных вельмож были символом престижа. За благосклонность куртизанки мужчины боролись, им старались угодить. Кто-то посвящал сонеты, кто-то дарил золотые украшения, а кто-то по секрету рассказывал государственные тайны.

    Несмотря на незнатное происхождение многих знаменитых куртизанок, они никогда не были личной собственностью феодалов. А вот будущих гетер воспитывали из девочек-рабынь, купленных на невольничьих рынках. Как правило, популярная гетера готовила для себя смену из такой девочки. Ее обучали ораторскому искусству, пению и танцам, умению вести интеллектуальные беседы, общаться с мужчинами.

    Еще одно серьезное отличие заключается в идеологическом аспекте: гетеры считались служительницами богини любви Афродиты, они жертвовали ее храму часть заработанных денег. Куртизанки никогда не связывали свою деятельность с религией, стараясь держаться как можно дальше от ратующих за веру фанатиков. Часто таким видом деятельности начинали заниматься образованные девушки из обедневших аристократических семей, которые быстро находили себе покровителей.

    ОтветитьУдалить