Фото: Сергей Карпов для ТД |
22 сентября шесть вертолетов ФСБ спустились в долину Города Солнца у Сухой горы. Силовики забрали с собой все руководство Церкви последнего завета, общины Сергея Торопа, сейчас более известного как Виссарион. За неделю до этого корреспондентка «Таких дел» побывала в общине
Ранним утром рассеялся густой туман, мягкий золотой свет залил крыши деревянных резных домов, сады в осенних цветах, скульптуры, пруды с кувшинками, фонтаны и шелковые зеленые газоны Города Солнца. В отличие от классической утопии Томазо Кампанеллы, этот город реально существует в предгорье Саян, близ озера Тиберкуль, в полутора тысячах километров от Красноярска. Здесь находится Обитель Рассвета, центр общины Виссариона, основателя нового религиозного движения в постсоветской России. Власти предпочитают называть виссарионовцев религиозным объединением и уверены, что они действуют незаконно.
Город маленький, жителей всего триста человек, но еще около пяти тысяч живут в окрестных деревнях. Для таежной деревни здесь необычно все — от клубники и арбузов на грядках в конце сентября до количества счастливых людей. Улыбки на лицах — это первое, что бросается в глаза, а еще дети — их здесь почти треть населения. Они красиво одеты, ходят в школу с причудливой крышей как у хоббитов в Шире, а после школы занимаются садоводством, музыкой, балетом, рисуют, играют в детских музыкальных ансамблях или просто гоняют по улицам на великах с толстыми шинами. В общине никто не ругается матом, не пьет, не курит, не ест мясо, но уже три десятилетия все верят, что высокий бородач в красном бархатном хитоне, в прошлой жизни милиционер Сергей Тороп, — их Учитель, Виссарион, мессия, новое воплощение Христа.
Город маленький, жителей всего триста человек, но еще около пяти тысяч живут в окрестных деревнях. Для таежной деревни здесь необычно все — от клубники и арбузов на грядках в конце сентября до количества счастливых людей. Улыбки на лицах — это первое, что бросается в глаза, а еще дети — их здесь почти треть населения. Они красиво одеты, ходят в школу с причудливой крышей как у хоббитов в Шире, а после школы занимаются садоводством, музыкой, балетом, рисуют, играют в детских музыкальных ансамблях или просто гоняют по улицам на великах с толстыми шинами. В общине никто не ругается матом, не пьет, не курит, не ест мясо, но уже три десятилетия все верят, что высокий бородач в красном бархатном хитоне, в прошлой жизни милиционер Сергей Тороп, — их Учитель, Виссарион, мессия, новое воплощение Христа.
Штурм
22 сентября рано утром шесть вертолетов ФСБ спустились в долину Города Солнца у Сухой горы. Правоохранители арестовали руководителя общины и двух его ближайших друзей, Вадима Редькина и Владимира Ведерникова.
Дети играют на одной из улиц Обители Рассвета. Фото: Сергей Карпов для ТД |
Жительница Обители Рассвета Елена Плотникова звонит мне по фейстайму, голос ее дрожит:
«Сюда движется колонна, около тридцати машин. Военные с оружием приехали около 6.40, разбили лагерь в центре Обители, забрали Учителя и Вадика на вертолете… Они привезли с собой клетки для психически больных. Мне страшно за детей! Я говорю мужу: “Женя, что будет с детьми?”».
Миша Плотников спит в доме своих родителей в Обители Рассвета Фото: Сергей Карпов для ТД |
Мы виделись с 48-летней Еленой за неделю до штурма, когда в Обители его еще ничего не предвещало. Лена показывала мне альбом с фотографиями своих родителей, инвалидов детства.
— Почему ты здесь, на горе, в тайге?
Полина и Миша Плотниковы Фото: Сергей Карпов для ТД |
— Это длинная история. Я родилась в доме инвалидов в семье двух колясочников. Мать Тамара перестала ходить в три годика после плохой прививки от полиомиелита. Отец мой Борис родился без ног, на руках только по одному пальцу. Мама с папой поженились в доме инвалидов. Во время первой беременности врачи сделали маме аборт, потому что инвалидам не полагалось иметь детей. Беременность мной они скрывали. Меня у них забрали, отправили в детдом, где я росла несколько лет. Тогда папа научился вязать двумя пальцами, чтобы забрать меня из детдома и обеспечивать свою семью. Меня родители вырастили в крошечной комнате в доме инвалидов. Как-то мой друг, когда мне было 17, позвал меня на встречу с Учителем. Потом я привела его к нам в дом инвалидов, познакомила и его, и Вадика Редькина с моими родителями. Все в моей жизни изменилось, когда я переехала сюда, в Обитель. Я родила семерых детей, у меня любимый муж, мы здесь счастливы.
Ленин муж Женя играл в тот вечер с маленьким двухлетним сыном Мишей, их десятилетняя дочь Полина качалась на качелях. Старшие сыновья помогали родителям с ремонтом, дочери жили в городе — как и большинство выросших в общине детей, старшие дети Лены выбрали мирскую жизнь.
Когда Лена позвонила мне во вторник, она старалась улыбаться, но получалось это плохо.
«Я прошла огонь, воду и медные трубы в детстве, росла в детском доме, в интернате с двумя родителями-инвалидами детства. Я нашла здесь покой, а теперь к нам пришли и развернули здесь буквально военную операцию, напугали наших детей. Против кого операция?»
Благоприятные условия
За несколько дней до штурма я разговариваю с лидером общины. Сергей Тороп, а ныне Виссарион, говорит медленно, приглушенным голосом, улыбаясь:
«И вот в данном времени в России сложились благоприятные условия, чтоб именно здесь реализовать то, что необходимо во благо всего рода человеческого. Мы хотели жить в мире со всеми, нам не важно было, кто какого вероисповедания, важно лишь то, что мы жить будем вместе, а время потом покажет, кто что и как понимает. Главное было прийти сюда, оказаться внутри дружеского окружения. Постоянное ощущение присутствия добра рядом с тобой — это самое ценное. Пожалуйста, в Сибири навалом места, пусть приезжает кто хочет и пробует жить как мы. Он сразу почувствует дружеский контакт, искренние, человеческие взаимоотношения».
Переезжать в общину Виссариона сейчас вряд ли самое лучшее время. Обыски и допросы начались в декабре прошлого года, за несколько дней до задержания рассказывает мне «Устроитель» общины Владимир Ведерников, широкоплечий, высокий и стремительный, в шапочке, похожей на тюбетейку. Он приехал в Красноярский край почти три десятка лет назад из Кишинева, восемнадцать лет работал ответственным за семь храмов, культурных центров, школ мастеров в пятнадцати таежных деревнях, где проживают последователи Церкви последнего завета.
Подсвечник на срубленном столе в Обители Рассвета. Всю мебель и большинство утвари последователи Виссариона производят своими руками Фото: Сергей Карпов для ТД |
Последний завет
Переселение, а для кого-то бегство, началось больше четверти века назад. Мечтатели, эскейписты, искатели духовного просветления, городские интеллигенты, запоем читавшие Даниила Андреева, Карлоса Кастанеду, Рерихов и Блаватскую, священные тексты Библии и Трипитаки, ехали строить на горе Сухой религиозный ашрам, новое общество, новый ковчег. Ехали со всей страны вслед за высоким голубоглазым Сергеем, Христом Сибири, Учителем, Папочкой, Виссарионом. В 2000 году они были официально зарегистрированы Минюстом как Церковь Нового Завета, со своим уникальным жизненным укладом и строгими правилами во всех областях личной и общественной жизни. Землю взяли в аренду на 50 лет.
Переселение, а для кого-то бегство, началось больше четверти века назад. Мечтатели, эскейписты, искатели духовного просветления, городские интеллигенты, запоем читавшие Даниила Андреева, Карлоса Кастанеду, Рерихов и Блаватскую, священные тексты Библии и Трипитаки, ехали строить на горе Сухой религиозный ашрам, новое общество, новый ковчег. Ехали со всей страны вслед за высоким голубоглазым Сергеем, Христом Сибири, Учителем, Папочкой, Виссарионом. В 2000 году они были официально зарегистрированы Минюстом как Церковь Нового Завета, со своим уникальным жизненным укладом и строгими правилами во всех областях личной и общественной жизни. Землю взяли в аренду на 50 лет.
Последователи Виссариона на Храмовой площади во время воскресной литургии в Обители Рассвета Фото: Сергей Карпов для ТД |
Последовательница Виссариона Екатерина Палкина приехала в Обитель Рассвета в 2018 году из Новосибирска после долгих духовных поисков Фото: Сергей Карпов для ТД |
Основатели общины любят рассказывать о строительстве первых домов в тайге в ранних девяностых, как годами жили в палатках, накрывая их полиэтиленом. Утром вода в ведре замерзала, вылезать из спальников не хотелось, кому первому приспичит выскочить на мороз, тому и печку растапливать. Они уверены, что выжили, окрепли и встали на ноги благодаря молитве и учению. Слова Виссариона, даже его интервью становились текстами Последнего Завета. Сегодня учение насчитывает восемнадцать томов, темно-красные книги с золотыми буквами на обложках стоят на полках в каждом доме последователей Виссариона.
Последователь Виссариона Владимир приехал в Обитель Рассвета в 1994 году из Санкт-Петербурга, где был уличным музыкантом Фото: Сергей Карпов для ТД |
Последователи Виссариона поднимаются в Небесную Обитель, чтобы продолжить воскресную литургию Фото: Сергей Карпов для ТД |
Во вторник, после ареста трех лидеров общины, адепты пересылали друг другу последнюю главу летописи:
«Вадим (Редькин) видел в последние месяцы, в последние дни, что чувства Учителя, изменяясь, позволяли Ему все тоньше и сильнее ощущать боль мира и боль, приносимую ошибками тех, кто шагнул за Ним. Отчего, естественно, возрастало требование Христа к миру, к верующим».
«Любое дикое, неразумное проявление отзывалось в Нем все большими вспышками боли и негодования на то, как неразумные дети превращают дом Отца своего в непристойное место, коему даже трудно дать название».
В общине говорят, что, даже если запретят их веру, уничтожат их литературу, они найдут все тома в интернете.
Жить по написанному
Личная жизнь Виссариона находится под пристальным вниманием журналистов, местных органов власти, а также и следственных органов.
«Он весь как на ладони, — рассказывает Марина Пятакова, школьная учительница из Города Солнца. — Все знают его жену, красавицу Сонечку, всех его детей, — они росли, играли, учились вместе с нашими детьми».
Личная жизнь Виссариона находится под пристальным вниманием журналистов, местных органов власти, а также и следственных органов.
«Он весь как на ладони, — рассказывает Марина Пятакова, школьная учительница из Города Солнца. — Все знают его жену, красавицу Сонечку, всех его детей, — они росли, играли, учились вместе с нашими детьми».
Последователи Виссариона поднимаются в Небесную Обитель, чтобы продолжить воскресную литургию Фото: Сергей Карпов для ТД |
Сейчас Виссариону 62 года. Его первая жена, Любовь Тороп, ушла из общины после тяжелого для многих женщин эксперимента с полигамными браками.
Как и по всей России в общине было больше женщин, и Виссарион, заботясь о том, чтобы его народ плодился и размножался, попытался убедить женщин не ревновать, а мужчин — не бояться двоеженства. Но даже у его собственной жены не получилось это выдержать, и Любовь покинула основателя общины. Вслед за этим распались и другие треугольники.
На допросах следователи называют общину «тоталитарной сектой», поселенцы же говорят, что все ключевые решения принимаются сообща, на вече. Нерешенные вопросы задают Учителю — теперь, когда он за решеткой, члены общины собираются жить «по тому, что уже написано». Его последователи говорят: «У вас в миру политиков расстреливают, травят, а мы живем в мире и согласии больше двадцати пяти лет».
Последователи Виссариона поднимаются в Небесную Обитель, чтобы продолжить воскресную литургию Фото: Сергей Карпов для ТД |
В миру Дарья работала учителем русского и литературы в Санкт-Петербурге, зачитывалась лирикой Серебряного века. Мы сидим в ее просторном доме, где Дарья консервировала на зиму овощи для мужа и двух детей.
«Большинство подростков уходят из общины, кто-то поступает в ВУЗы, кто-то едет в город работать. Здесь они никогда не видят ссор дома — по нашей вере мы не можем подумать плохо о другом человеке», — рассказывает Дарья.
«Большинство подростков уходят из общины, кто-то поступает в ВУЗы, кто-то едет в город работать. Здесь они никогда не видят ссор дома — по нашей вере мы не можем подумать плохо о другом человеке», — рассказывает Дарья.
Дети участвуют в викторине после праздника первого учебного дня Фото: Сергей Карпов для ТД |
Я спрашиваю Дарью, есть ли в культе Виссариона черты Джонстауна, секты, закончившей массовым самоубийством. Она смотрит на меня рассеянно, слушает мужа, продолжает перечислять плоды счастливого сосуществования в общине. Муж Дарьи Александр, тоже бывший петербуржец, сидит и режет скульптуру медведя из дерева. Потом она пойдет на продажу.
Экстремистская организация
В середине сентября в общине еще все было благополучно. Мы зашли на репетицию оркестра — играли Вивальди, Генделя, Бизе, аккомпанируя двум бывшим голосам театра Станиславского и Большого. После репетиции два музыканта оркестра обсуждали дела, далекие от искусства. Полковник Малека говорит, что в прошлой жизни работал юристом в ГРУ, а теперь играет на бас-гитаре в сибирском оркестре. А полковник Алексахин, в подчинении которого в Чернобыле были почти тысяча ликвидаторов, играет на кларнете.
Малека рассказывает:
«Нас почти тридцать лет не трогали, хотя проверки были, но чтобы так интенсивно — это впервые. К нам пришли из ФСБ, допрашивают людей по деревням с особым старанием, явно ищут что-то негативное. Меня что-то нелепое спрашивали: вопросы связаны с нашим питанием, с образом нашей жизни, с верой».
Александр ушел в тайгу в 2004 году, полностью разочаровавшись в своей московской жизни.
«В миру у меня внутри был негатив ко всему, чем я занимался. Хотя поначалу юриспруденция увлекала, не нравилась сама суть этого процесса. Потом я понял: люди просто не умеют договариваться, решать друг с другом обычные жизненные задачи, уступать, соглашаться — как что не так, сразу бегут в суд. Никто на работе не мог понять, почему я решил уйти сюда. Пытался объяснять, так же, как в последние дни пытался объяснить следователям, почему я поверил. Мне сказали, что допрашивают меня в качестве свидетеля по делу о создании Церкви последнего завета, “экстремистской организации”. Похоже, есть намерение нашу веру запретить».
Последователи Виссариона Олег и Владимир реставрируют купол храма Церкви Последнего Завета в деревне Петропавловке Фото: Сергей Карпов для ТД |
Насколько известно общине, по обвинению в экстремизме проходят пятеро верующих, включая «Учителя Виссариона» и его ближайших друзей. Своими мыслями по этому поводу делится бывший полковник МЧС Владимир Алексахин. Он работал спасателем в Чернобыле и на Дальнем Востоке, принял веру Виссариона и переехал сюда, в Красноярский край, в последний год прошлого века: «Научился садоводству, взял в аренду землю в центре Абакана, разбил парки “Сады Мечты” и “Вдохновение”, бизнес приносил неплохой доход, я пожертвовал общине миллионы рублей на технику, на семена, рассаду — все с пользой. А потом и сам с семьей переехал на Гору. Я не могу сказать, что считаю Учителя Христом, он для меня в первую очередь дорогой друг. Мы семьями путешествовали в Таиланд, в Италию, я оплачивал наши поездки».
Одним из последних поводов для расследования был визит группы РЕН ТВ и конфликт во время традиционной воскресной встречи Виссариона с последователями.
То, что произошло со съемочной группой, РЕН-ТВ называет нападением, а последователи Виссариона — провокацией. Теперь в Городе Солнца можно работать только с сопровождением. Меня водили по общине трое детей, десятилетняя Полина Плотникова, ее двухлетний братик Миша и подруга Полины, восьмилетняя Света.
Одним из последних поводов для расследования был визит группы РЕН ТВ и конфликт во время традиционной воскресной встречи Виссариона с последователями.
То, что произошло со съемочной группой, РЕН-ТВ называет нападением, а последователи Виссариона — провокацией. Теперь в Городе Солнца можно работать только с сопровождением. Меня водили по общине трое детей, десятилетняя Полина Плотникова, ее двухлетний братик Миша и подруга Полины, восьмилетняя Света.
Храмовая площадь в Обители Рассвета Фото: Сергей Карпов для ТД |
О виссарионовцах годами говорили, спорили, писали, снимали телесюжеты, и вот в начале этого года деятельностью Виссариона заинтересовались не только журналисты. Против его последователей завели семь уголовных, четыре административных и два гражданских дела. Когда спрашиваешь, что у вас происходит, отвечают коротко: «К нам пришли».
Текст: Анна Немцова
Фото: Сергей Карпов
Источник: Такие дела
Текст: Анна Немцова
Фото: Сергей Карпов
Источник: Такие дела
На этой неделе красноярские силовики штурмовали деревню, где находится религиозная организация «Церковь последнего завета». Спецназ задержал главу общины, Виссариона (бывшего гаишника Сергея Торопа), и его помощников — Вадима Редькина и Владимира Ведерникова. Задержанных обвинили в создании религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием и причинением вреда здоровью.
ОтветитьУдалитьОбщина Виссариона, «Церковь последнего завета», «эко-поселение», «Город солнца» — как о ней только не говорили — явление крайне интересное и столь же неоднозначное. По сути это целое микрогосударство на сотню квадратных километров среди восточносибирской тайги. Устроено оно сложно: это не закрытое сообщество, а, скорее, соседство нескольких независимых деревень. Хотя критики все равно уверены, что это классическая тоталитарная секта, что Виссарион пользуется безграничным доверием последователей в своих целях, а всё его учение — тупая мешанина из стандартных для нью-эйджа идей и выдержек из классических священных текстов. Оснований так считать, конечно, хватает: достаточно посмотреть, насколько сомнительно выглядят проповеди самопровозглашенного гуру среди его паствы.
Сторонники Виссариона, в свою очередь, считают, что общину от других закрытых религиозных объединений отличает дух свободы и независимости ее участников: люди живут в контакте с природой так, как хотят, их никто не принуждает, каждый всегда волен покинуть деревню.
Мы много писали о виссарионовцах: красноярская журналистка Светлана Хустик встречалась с бывшими и нынешними последователями Виссариона, фотограф Юрий Козырев рассказывал, как на протяжении двадцати пяти лет менялось поселение, а буквально за неделю до задержания в общине побывали Анна Немцова и Сергей Карпов. Однозначные выводы о «Церкви последнего завета» сделать трудно, но ясно одно: силой вывозить руководство общины можно только по глупости и незнанию. Ученые-религиоведы высказываются о движении Виссариона вполне нейтрально: эксперты предупреждают, что теперь прийти могут за последователями любой религии и отдельно подчеркивают, что силовые действия только дезориентируют сторонников Виссариона и настроят их против государства. Все это время члены общины оставались в поселке совершенно добровольно, могли учиться и взаимодействовать с внешним миром, с окружающими не конфликтовали, жили мирно и вполне безобидно, а теперь определенно обозлятся, и еще неизвестно, как в будущем себя поведут. Во всяком случае, прошлую попытку разгона общины остановили именно из-за опасности массовых беспорядков и даже коллективных суицидов. Видимо, с тех пор наше государство привыкло действовать тупее и грубее.