пятница, 23 ноября 2018 г.

Проектирование процесса социальной адаптации граждан, освобожденных из мест лишения свободы

Актуальность исследования обусловлена необходимостью комплексного подхода к решению проблем социальной адаптации освободившихся из мест лишения свободы для обеспечения социального контроля в обществе, снижения рецидивной преступности и определения соответствующего социального института при управлении данным процессом.
В настоящее время отсутствует универсальный проект социальной адаптации граждан, освобожденных из мест лишения свободы, поэтому социализация и социальная адаптация имеют по большей части стихийный, неуправляемый характер. Составление оптимального проекта социальной адаптации освобожденных приведет к решению еще одной немаловажной задачи - профилактики рецидивных преступлений. На наш взгляд, эти задачи должны взаимно дополняться и решаться в комплексе трех основных сфер жизнедеятельности. Но если нет системы, то даже функционирование (в той или иной степени) отдельных элементов не приносит желаемого эффекта или эффект оказывается сиюминутным.
В управлении общественными процессами социальное проектирование имеет особую роль - оно способствует организации и упорядочиванию целесообразной практической деятельности, направленной на определение или преобразование (изменение статусно-ролевого состояния) социального объекта, достижения заданного результата . Реализация задачи социального проектирования процесса социальной адаптации лежит в основе работы специалистов, которые должны знать все качественные критерии как процесса адаптации, так и субъекта - освободившихся, чтобы предлагать следующие стратегии поведения бывшим преступникам: постепенная адаптация - человек не может перестроить быстро модели своего поведения; идентификация - составляющие объектов адаптации освобожденных из исправительных учреждений должны быть выражены так, чтобы легко устанавливалось соответствие и несоответствие реальных действий и поступков.
Социальная адаптация освобожденных из МЛС - процесс приспособления человека, находящегося в состоянии «статусно-ролевого моратория» к кодексу социальных норм и ролей, принятых в гражданском обществе, обеспечивающий его включение в «систему трех сфер». Адаптивный потенциал бывшего осужденного имеет амбивалентный характер, и связано это прежде всего со своеобразным и противоречивым положением между двумя различными обществами -осужденными и «законопослушными». Загруженность жизненными проблемами, необходимость заботиться о материальном обеспечении себя и своей семьи, отсутствие определенного социального статуса и связанной с ним возможности ролевого действия значительно обедняют адаптивный потенциал, не позволяют сконцентрировать все адаптивные усилия и ресурсы на том этапе социальной адаптации, который касается приспособления к новому статусу и ролевым предписаниям относительно самоопределения.
В нашем исследовании субъектом социальной адаптации выступают бывшие преступники, прошедшие наказания в исправительных учреждениях. Это специфическая деклассированная группа населения, недавно освободившаяся из мест лишения свободы и вступающая в социальные отношения, а также находящаяся в состоянии «статусно-ролевого моратория». Объектом адаптации является то, к чему приспосабливается субъект, в нашем исследовании мы выделяем «систему трех сфер» - это сферы жизнедеятельности освободившегося: социальная, экономическая и бытовая, куда он вступает и которые значительно отличаются от тех сфер, где он находился на предшествующем этапе жизни в исправительном учреждении. В этих сферах в первое время после освобождения возникают основные проблемы, связанные с внедрением человека в общественные отношения. Предметом адаптационного процесса бывших осужденных является совокупность действий по обеспечению успешной и эффективной социальной адаптации в «трехсферном пространстве», минимизации издержек, сопутствующих данному процессу.
Рассмотрим «трехсферное пространство», в котором живет и взаимодействует освободившийся из мест лишения свободы. Одна из важнейших потребностей человека - бытовая. Основными причинами, вызвавшими жилищные проблемы у освобожденных, являются: отсутствие постоянного места жительства, нежелание возвращаться к семье, лишение родителей осужденного родительских прав. Обстоятельствами, обусловливающими возникновение адаптационных бытовых проблем у освободившихся, не имеющих постоянного места жительства, являются длительность периода с момента освобождения до получения жилья. Жилищные трудности освобожденных вызваны объективными и субъективными причинами. Прежде всего это общий недостаток жилья в городах или высокая его стоимость.
Количество освободившихся, не имеющих постоянного места жительства, составляет существенную долю от их общего числа - это является серьезной проблемой при социальной адаптации. Бытовые трудности, ослабление семейного и внесемейного контроля, конфликтные взаимоотношения выталкивают таких лиц в неформальные группы, имеющие антиобщественную направленность.
По мнению некоторых исследователей, на преступное поведение влияет социальнопсихологическая атмосфера в семье, ее нравственные и правовые взгляды, установки, ценностные ориентации. Возвращаясь в семью, освободившиеся зачастую встречаются с той же житейской обстановкой, которая, так или иначе, способствовала противозаконным поступкам. Если же учесть, что до заключения уже были напряженные, а порой и конфликтные отношения в этих семьях, то не трудно предположить, что условия адаптации будут отрицательными. Воссоздание нормальных коммуникативных связей – еще одно из важнейших направлений адаптации бывших заключенных, установление бесконфликтных отношений в обществе. Поиск общения чаще ведется в знакомой среде, где легче ориентироваться, получать информацию, находить сочувствие.
Нельзя не сказать об адаптации в экономической сфере, состоящей из множества составляющих: поиск работы, проблема производственного адаптирования, отсутствие заработной платы. Почти 90% отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы испытывают при трудоустройстве серьезные препятствия. И хотя большинство людей имеют какую-либо профессию или специальность, в ряду причин, обусловивших отказ использовать их рабочие руки, чаще всего называется судимость. К сожалению, общество в лице тех, кому особенно сложно сориентироваться в сложной жизненной ситуации, подчеркивает их гражданскую ущербность, способствует распространению безработицы, являющейся основой для рецидивной преступности.
Анализируя социальную сферу, заметим, что большинство освобожденных вновь попадают в то социальное окружение, которое в свое время пагубно воздействовало на них. Утверждение морально-нравственных ценностей в сознании бывших заключенных -неотъемлемая составная часть социальной адаптации. Совершивший преступление и понесший за это наказание, бывший осужденный после освобождения оказывается в трудных социальных условиях. Одно из самых серьезных обстоятельств, затрудняющих социальную адаптацию, - действие субкультуры, привязывающей случайно оступившихся накрепко к преступной среде. Неформальное социальное окружение рассматривается как особый источник воздействия на систему взглядов, ценностных ориентаций и стереотипов поведения. Анализ данной сферы социальной среды представляется особенно актуальным, так как речь идет о процессе социальной адаптации, который предполагает восстановление социально полезных связей и правового статуса гражданина в полном его объеме при помощи социальных организаций и государственных органов.
Исходя из достаточно достоверного предположения о том, что повторное осуждение, в первичный период после освобождения, в большинстве случаев означает неудачу социальной адаптации, можно считать показатель рецидива преступлений своеобразным индикатором адаптации (со знаком минус). Социальная адаптация освобожденных от отбывания наказания в новых условиях жизни проходит три этапа: первый -приспособительный этап, когда освобожденный от отбывания наказания разрешает насущные жизненные проблемы, связанные с бытовым и трудовым устройством. Хотя этот начальный период (этап освоения) краток по времени, важность его для последующей социальной адаптации трудно переоценить. На данной стадии закладывается фундамент того воспитательного воздействия, которое будет исходить от государственных органов, общественных организаций и работодателей. Его успешность является залогом эффективности предупреждения рецидива со стороны судимых лиц. Нередко освобожденные от отбывания наказания, сталкиваясь с трудностями быта и устройства на работу, не желая или не умея противостоять негативным влияниям, приспосабливаются к условиям жизни, с которыми были знакомы ранее. Полное совпадение взглядов, убеждений освобожденного с требованиями микрогруппы ведет к «замиранию» процесса социальной адаптации. Отрицательное влияние групп и лиц с антиобщественной направленностью трудно, а порой невозможно нейтрализовать.
Второй этап - усвоения социально полезных ролей наиболее сложен и противоречив, связан с психологическими и нравственными трудностями освобожденного. Происходит изменение его социальных ролей и функций, и, как правило, возникает необходимость в изменении установившихся навыков и привычек. Часто лица, особенно отбывшие длительный срок лишения свободы, приспосабливаются к новой социальной среде с большим внутренним напряжением, психологическими срывами, с постоянными стрессовыми состояниями. Профилактическое значение этого этапа состоит в том, чтобы не допустить влияния бывшего социального окружения, бывших «друзей», среды, обусловившей совершение преступления. Второй этап важен тем, что общественные организации, государственные органы должны активно осуществлять социальный контроль, который служит важнейшим средством предупреждения нарушений освобожденными.
Третий этап - утверждения в сознании нужных и полезных взглядов, привычек, наклонностей, ценностей, желания честно трудиться, выполнять требования законов и норм нравственности. Речь идет о закреплении достигнутых в процессе исполнения наказания положительных результатов исправительно-трудового воздействия и достижении целей исправления и перевоспитания судимого лица.
Социальное управление мы будем представлять на основе содержательной теории мотивации, которая в первую очередь определяет потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. Создавая теорию мотивации в 40-е годы, А. Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но полагал также, что эти потребности можно разделить на 5 основных категорий: физиологические, потребности в безопасности и уверенности в будущем, социальные, потребности в уважении, потребность самовыражения. Первичные потребности в выживании, безопасности и общении соответствуют определенной сфере общественной жизни, на которую мы опираемся, определяя «трехсферное пространство»: социальная, бытовая и экономическая. Каждой из этих сфер соответствуют определенные органы управления, которые должны обеспечивать внедрение освободившихся в социум и призваны оказывать помощь.
Освобожденный должен достаточно четко представлять себе требования, предъявляемые к нему в социальной, бытовой и экономической сферах жизни общества, и соответствие его возможностей и способностей; учет притязаний - ориентация управленческих воздействий на притязания и ожидания бывшего преступника и «трехсферного пространства» жизни; психологическая подготовка - целенаправленное формирование у освобожденных из мест лишения свободы положительной установки на адаптацию с помощью обращения внимания на достигнутые результаты других.
Очень важно, чтобы проект по социальной адаптации содержал четкий перечень оснований для оказания индивидуального воздействия, предусматривал меры воздействия применительно к отдельным категориям лиц, освобождающихся из учреждений, исполняющих наказание. Меры, помогающие при индивидуальной социальной адаптации, - это специфическая форма межличностной связи, в которой одна сторона (воспитатели, сотрудники учреждений, исполняющих наказание, сотрудники благотворительных обществ и др.) стремится трансформировать, преобразовать поведение другой (освобожденных их мест лишения свободы) в желаемом для общества направлении в «трехсферном пространстве». Эти индивидуальные меры социальной адаптации подчиняются основным закономерностям, свойственным межличностным связям.
Влияние межличностной связи на поведение ее участника тем сильнее, чем прочнее психологическая общность участников этой связи. Воздействия на субъект адаптации должны быть подтверждены его психологической совместимостью с адаптирующим человеком (воспитателем, сотрудником организации, знакомыми, родственниками и др.). Эти меры должны быть свободны от различных проявлений формализма и будут эффективны только в том случае, когда исполнитель сумеет найти правильный подход к адаптируемому, войти с ним в психологический контакт, стать заинтересованным участником его жизни. Необходимо убедить адаптируемого в том, что применение мер по социальной адаптации обусловлено не чьим-то решением, а объективными данными, указывающими на то, что от этого лица можно ожидать совершения повторного преступления.
Составление плана индивидуальной социальной адаптации, он должен включать детальную характеристику личности освобожденного, его ближайшее окружение, конкретные задачи, которые подлежат решению, меры, с помощью которых предполагается обеспечить решение этих задач, сроки исполнения. Установлено, например, что лица, ранее совершавшие мошеннические действия, весьма склонны к тому, чтобы совершать их вновь. Довольно высока вероятность того, что лицо, судимое за кражу, вновь совершит такое же преступление. Зная такого рода закономерности поведения субъекта социальной адаптации, нужно строить свою деятельность на конкретизации действий.
Индивидуальный план должен быть спроектирован на трехсферное пространство в ситуации «статусно-ролевого моратория», то есть ориентация освобожденного при отсутствии статуса и возможностей ролевого действия в основных сферах жизнедеятельности общества. Мы постараемся составить индивидуальный проект шагов, где должны учитываться все требования, предъявляемые обществом к освобождающимся и освободившихся к социуму, согласно всем практическим и теоретическим разработкам, описанным ранее.
Человек, вышедший из мест лишения свободы, имеет на руках индивидуальный лист освободившегося, с которым обязан явиться по месту регистрации в отделение милиции, далее он направляется в центр занятости населения города или района для поиска подходящей работы. Здесь должна быть поэтапная программа, которая включает 3 этапа (практически в 100% случаев).
Первый этап - оказание психологической помощи, где выявляются основные, как позитивные, так и негативные тенденции в поведении человека и полученные данные предоставляются в отделы милиции, где может быть проведена дальнейшая работа.
Второй этап - профориентационная работа в многообразии профессий и нахождение оптимального, индивидуального плана действий в повышении квалификации или переобучение по востребованным профессиям на региональном рынке труда, вплоть до аттестации на рабочем месте по профессии, имеющейся у освободившегося. Установление профессии конкретно определенного человека согласно его знаниям и профессиональному уровню, опираясь на психологическое тестирование и опыт работы сотрудников организации.
Третий этап - направление для трудоустройства на вакантные должности, которые должны быть подготовлены к моменту освобождения данного человека (персонифицированный контроль). Управление исполнения наказания постоянно направляет в органы службы занятости запросы по имеющимся на рынке труда вакантным должностям, но в основном это происходит массово и не достаточно квалифицированно.
При выявлении конфликтных ситуаций как со стороны работодателя (практическое большинство которых - отказывают или откажут в принятии на работу), так и со стороны освобожденного (отказ в направлении на работу, просьба об отказе при приеме работодателя и др.) они должны решаться комиссией, членами которой должны быть специалисты по работе с данной категорией населения от центра занятости, юрист, сотрудник кадровой службы со стороны работодателя и третье - независимое лицо (может быть сотрудник организации по социальной защите населения или сотрудник администрации города или области).
Центр занятости может оказать следующие индивидуальные услуги по организации общественных работ, например, по профессиям: санитарки, дворники, подсобные рабочие, если отсутствует какая-либо квалификация у освободившегося, временное трудоустройство для подтверждения профессионального опыта бывшего осужденного и др.
При бытовом устройстве в жилищном законодательстве должны быть определены изменения, которые полностью бы защищали права осужденных, а в дальнейшем и освободившихся. При отсутствии жилья и ближайших родственников необходимо предоставлять социальное жилье: общежитие, коммунальная квартира и т.д., которое по статистическим данным в Белгородской области и городе Белгороде строится ежегодно) или расширить рамки социальных программ для освободившихся. При психологической помощи сотрудником центра занятости данные о социальном и бытовом обустройстве должны быть переданы специалистам органов социальной помощи, социальной защиты, чтобы оптимально урегулировать сложившиеся проблемы освободившегося и иметь достаточно тесную взаимосвязь со всеми социальными организациями в социальном пространстве жизни общества.
В ответах экспертов определена негативная тенденция, в которой никто не хочет иметь никаких взаимоотношений с освободившимися из МЛС, основная причина этого - предрассудки с обществе и боязнь перед преступником. Значит, в социальной сфере общества должна проводиться работа по устранению таких негативных мнений, как со стороны освободившегося, так и со стороны общества в целом. Необходимо приводить примеры, что люди могут становиться на путь исправления и все проблемы с рецидивной преступностью и социальной адаптацией можно решать при взаимодействии с социальными службами и внутри одной семьи. Конечно же, этого полноценно сделать невозможно, т.к. российская история репрессий и огромного количества исправительных учреждений не изменит сложившегося десятилетиями отрицательного отношения к осужденным.
Специфика проблемных ситуаций показывает, что эффективное их разрешение возможно при объединении усилий всех организаций, занимающихся координацией проблем освобожденных, а также посредством разработки и реализации комплексного (реализуемого на общегосударственном уровне или региональном уровне) социального проекта адаптации. Не все из перечисленных проблемных ситуаций поддаются регулирующему воздействию «извне», определенные ситуации могут быть успешно разрешены самим адаптантом.
Формирование индивидуального проекта поведения освободившегося из МЛС, его специфика определяется субъективной сложностью. В том смысле, что процесс социальной адаптации не может обладать жесткостью, ориентированностью на количественные показатели, не может регламентироваться до мелочей, но это не исключает того, что в поиске позитивной организации процесса присутствует жесткий алгоритм осуществления ряда последовательных операций с целью достижения заранее сформулированной цели. Поскольку выпадение хотя бы одной из процедур нарушает логику процесса, что может привести к непредсказуемым результатам. Это необходимо учитывать, т.к. объектом социального проектирования является деклассированная группа населения - освободившиеся из МЛС, вступающие в общество, со своими сформированными субкультурными взглядами, моделями адаптивного поведения, взаимодействия в трехсферном пространстве жизни общества и своей специфической восприимчивостью к внешнему миру.
Отбывание наказания в условиях изоляции от общества приводит к разрыву социально полезных связей осужденного с семьей, родственниками, трудовым коллективом. В современных условиях необходимы капитальные вложения для проведения социального проектирования адаптации освободившихся из МЛС. Активное взаимодействие разных организаций и служб, работающих с бывшими преступниками, должно состоять из возможности ведения их по цепочке связанных между собой специалистов буквально с первого шага после освобождения. Мы считаем, что эта схема работы наиболее приемлема и охватывает самые важные проблемы ресоциализации освобожденных из МЛС. Однако без совместного участия всех структур и организаций, правоохранительных органов, органов исполнения наказания решение этих проблем в полном объеме невозможно.
Создание «Центра социальной адаптации» может решить главные проблемы социальной адаптации освобожденного в основных рассматриваемых нами сферах жизнедеятельности освободившегося в первое время после выхода из исправительного учреждения. Основная задача Центра - это не растерять освободившихся из МЛС и определить четкий пошаговый путь социальной адаптации в постпенитенциарный период «статусно-ролевого моратория».
По данным ответов анкетного опроса осужденных, находящихся в МЛС, первым шагом после освобождения будет регистрация, то есть оформление необходимых документов для жизни в обществе. Эту проблему можно решить путем социального партнерства между Центром и правоохранительными органами, миграционными службами и другими государственными учреждениями в первое время после освобождения, здесь решается совместно несколько проблем - массовая регистрация и проверка документов освободившихся, а также отсутствие очередей и конфликтных ситуаций в данных учреждениях.
Второй шаг - трудоустройство, которое может носить массовый характер, например, бригадное трудоустройство на имеющиеся вакансии в центре занятости, по востребованным на рынке труда рабочим профессиям. Временное трудоустройство, программа службы занятости, с помощью которой человек может приобрести опыт по имеющейся профессии, что облегчит дальнейшее трудоустройство. Общественные работы - приобретение опыта работы на предприятиях и организациях различных форм собственности, этот фактор может быть решающим позитивным при выборе работодателем кандидата на вакантную должность. Освободившиеся могут пользоваться услугами центра занятости, такими как: профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации - на наш взгляд, это первостепенные позитивные направления при социальной адаптации.
Также в Центре может происходить трудоустройство на собственные имеющиеся вакантные места. Например, слесарь-сантехник, уборщики служебных помещений, рабочие в полях, рабочий по обслуживанию и ремонту здания и др. Оплата за возможное питание и проживание в Центре может отчисляться сразу же из заработной платы работников, а остальная часть денежных средств может перечисляться на лицевой счет. Человек, приобретая навыки, знания и умения в практической работе, может успешно трудоустроиться по рекомендациям сотрудников Центра в другие организации города и области.
Третий шаг - при социальной адаптации осужденные указали на гармонизацию отношений с родственниками, что относится к рассматриваемой нами социальной сфере жизнедеятельности. Сотрудники Центра -профессиональные психологи, социологи могут помочь в поиске родственников, которые хотели бы включить в семейные отношения своего родственника, который вышел из МЛС. И окажут профессиональную помощь как родственникам, так и самому освободившемуся в более легком переходе к социальной адаптации. Если же у освободившегося отсутствуют родственники, то по возможности определить пути адаптации в трудовом коллективе, то есть установить оптимальную возможность и положительную направленность социальной адаптации.
Мы рассматриваем первые шаги после освобождения еще находящихся в исправительных учреждениях осужденных, так как именно они - будущие клиенты этого Центра, которые определили основные направления, цели и задачи работы в основных сферах жизнедеятельности общества: экономической, социальной и бытовой. Анализируя представленное понимание социальной адаптации, проектирование процесса, представим программу социального взаимодействия организаций, занимающихся проблемами осужденных и освободившихся в «трехсферном пространстве».
Значительными в разрезе рассматриваемой проблемы социальной адаптации граждан, освобожденных из МЛС, на наш взгляд, должны быть следующие направления: выработка индивидуальной помощи; - поддержка родственных отношений, как важнейшего социального направления, обеспечивающего социализацию индивида, направленного на предотвращение рецидивной преступности; трудовая занятость, а значит, наличие денежного дохода; разработка программ профилактики преступности.
Процесс социального проектирования адаптации определен нами как строго последовательный путь оптимального поведения, призванный своей целью обеспечить удовлетворенное внедрение в общественное «трехсферное» пространство, предупреждение повторяющихся асоциальных действий, повышение культуры социальных отношений, оптимизацию социальных действий и взаимодействий в «трехсферном пространстве» жизнедеятельности общества освободившегося из МЛС в постпенитенциарный период «статусно-ролевого моратория».

доцент, кандидат социологических наук
ведущий инспектор Белгородского ЦЗН
E-mail: Irinas07@yandex.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий