четверг, 18 марта 2021 г.

Новосибирский пианист выступил на концерте в поддержку политзаключенных

 


В Новосибирске прошел концерт памяти пианистки Веры Лотар-Шевченко, которая стала жертвой сталинских репрессий. Один из музыкантов выступил против нынешнего преследования россиян по политическим мотивам.



Концерт к 120-летию со дня рождения Веры Лотар-Шевченко прошел в новосибирской филармонии. Известный пианист Тимофей Казанцев после своего выступления поддержал российских политзаключенных и напомнил о незаконном преследовании граждан за их взгляды.

«Мы осуждаем репрессивную машину, которая ломает жизнь. Мне кажется вполне логичным, что на таком мероприятии стоит сказать (а сказать это легче всего мне, потому что сегодня я не представляю ни филармонию, ни какую-либо другую организацию), что в России сейчас действует масштабная машина политических репрессий», — заявил Казанцев (видео опубликовано на youtube-канале музыканта).



«Нас сейчас 150 человек в зале. Буквально три дня назад полиция пришла в такой же зал и забрала всех», — напомнил музыкант о массовых задержаниях на съезде независимых муниципальных депутатов в Москве.

Кроме того, Тимофей Казанцев напомнил зрителям о преследовании новосибирской активистки Яны Дробноход, которая выходил на акции в поддержку арестованного экс-губернатора Хабаровского края Сергея Фургала.

«Из всех колес этой репрессивной машины есть особенное — ст. 212.1 УК РФ (неоднократное нарушение закона о митингах, „дадинская статья“). Она позволяет за три выхода на улицу посадить человека до пяти лет, — отметил Казанцев. — Сегодня эта статья пытается съесть жительницу Новосибирска Яну Дробноход».

Музыкант предложил всем желающим поставить подписи в защиту Дробноход. Их планировалось передать адвокату для представления в суде, но сотрудники филармонии забрали обращения в суд и горсовет. Процесс над матерью троих детей уже начался в Центральном районном суде Новосибирска, куда под предлогом пандемии не пускают СМИ.

В феврале 2021 года суд поместил Дробноход под домашний арест по «дадинской» статье после очередного пикета в поддержку протестующих хабаровчан. Позже активистку отправили в СИЗО за нарушение условий меры пресечения. Ей не дали увидеться с мужем и несовершеннолетним ребенком, которые пришли на свидание, рассказывала Тайга.инфо.


Уже после окончания концерта представители филармонии решили «извиниться» за выступление Казанцева и заявить, что «филармония не имеет никакого отношения» к этому. В ответ одна из зрительниц, которая прежде работала в филармонии, спросила, почему руководство решило «откреститься» от темы, ведь сам концерт посвящен Лотар-Шевченко, которая отсидела восемь лет в сталинских лагерях. Ее поддержали зрители.

Пианистка Вера Лотар-Шевченко, в честь которой прошел концерт, сама стала жертвой политических репрессий. Она родилась в Италии, затем ее семья переехала в Париж, а она начала учиться музыке. Уже в 12 лет девушка выступала с оркестром, которым дирижировал Артуро Тосканини, затем стажировалась в Венской музыкальной академии, гастролировала по Европе и Америке.

В 1936 году Вера Лотар познакомилась с сотрудником советского торгпредства Владимиром Шевченко, который занимался созданием струнных инструментов. Она вышла за него замуж и родила ребенка. В 1938 году в разгар сталинских репрессий семья приехала в Ленинград, Веру взяли солистской в филармонию. А в 1941-м Владимира Шевченко арестовали на 10 лет «без права переписки». Вслед за ним в лагеря на восемь лет отправили музыкантку. Их сын умер в блокадном Ленинграде.

Один из следователей переломал руки Лотар-Шевченко, избив ее рукояткой пистолета. После ГУЛАГа, несмотря на неправильно сросшиеся кости, она продолжила играть. Из-за поражения в правах она не могла жить в областных центрах, и в 1954 году устроилась концертмейстером в Нижнем Тагиле. Уже после играла в областных филармониях в Свердловске и Барнауле, затем переехала в Новосибирск, где стала солисткой филармонии.

Основатель новосибирского Академгородка Михаил Лаврентьев смог добиться выделения квартиры для исполнительницы. Она умерла в 1982 году в Новосибирске.

Судьба и образ Веры Лотар-Шевченко легли в основу нескольких фильмов и литературных произведений. Возможность концертировать в Москве и Ленинграде она получила только в последние годы жизни.

Источник: Тайга. Инфо








***
 
Мой давний знакомый, даже друг, когда мы зацепились по поводу конституции, сказал, мол, Тимофей, давай политика останется за бортом, а будем говорить о музыке. Вроде как: «Давай я не буду замечать, что ты на площади кричишь „свободу Навальному“, а ты не будешь замечать, что я пишу „давайте, браться, пытайте этих охламонов ещё активнее!“». Так вот, хотелось бы расставить точки над ё и определиться с тем, что искусство не существует в каком-то вакууме — это просто иной способ выражать свои мысли. И если есть желание бороться с репрессивной машиной России — то и соната Бетховена op.111 будет звучать именно про это. Я просто вербализовал и конкретизировал то, о чём играл. Искусство очень «злободневно», просто хорошее искусство остаётся с нами надолго. Допустим, ныне признанные «вневременные» Вагнер, Верди и Росcини являлись большими общественными деятелями. Римский-Корскаков, отец многих ветвей русской музыки протестовал вместе со своими студентами. Даже сейчас в Новосибирске, по моим ощущениям, больше музыкантов скорее политически активны, чем нет. Филармония, консерватория, да, накладывают некоторый отпечаток «государственности». Некоторой «опаски» за себя и свою будущую работу. С другой стороны, в филармонии же работает самый политически-активный музыкант Новосибирска — Аркадий Бурханов, вот кто планомерно не жалея живота своего борется за своих. Сейчас же просто подвернулось хорошее мероприятие, которое просто кричало о том, что репрессии — плохо. Если репрессии — плохо, то почему бы не сказать, что репрессии идут и сейчас? Разве задержание 200 депутатов и журналистов — это не репрессии? Я сам посидел в автозаке 23.01, полиция у меня ни за что украла 6 часов жизни, я не солидарен с ними. Ну а потом появилась мысль — раз я уже так подставляюсь перед родной филармонией (для ясности — я работал солистом филармонии с 2013 по 2015 г., но сейчас наши отношения эпизодические). Так вот, раз я так подставляюсь перед филармонией — то можно было бы извлечь из этого больше пользы: меня уже больше месяца очень беспокоит история с Яной Дробноход. Одновременно вдохновляет и ужасает всё, что происходит с ней, и конечно, Яна не должна остаться одна. Если бы филармония не забрала письма в горсовет и в центральный районный суд — сегодня бы несколько десятков человек письменно высказались за немедленное освобождение Яны. Я очень надеюсь, что на этом история с кампанией за Яну не закончится, и мы соберём ещё больше подписей уже вместе с коалицией-2020: до 21.03.2021 подпись за немедленное освобождение Яны можно оставить в штабе коалиции на Сибирской 57 и в нашей студии Полифония на Горького 85. Что касается наших дальнейших взаимоотношений с филармонией — я бы не забегал вперёд: однозначно, опасения филармонии можно и нужно понять. Никаких санкций «немедленно» ко мне не применили, хотя очень неплохо поругались с дорогими мне людьми. С другой стороны мне странно: когда полтора года назад МинКульт пытался уволить замечательного директора НСМШ — Марченко (тогда у Навального как раз были обыски после МГД). Тогда весь музыкальный Новосибирск, включая филармонию встал на уши, и точно также подписывал письма. Ситуация с Яной вопиюща, и я не вижу разницы. Это не просто арест и не просто преследование, это полное беззаконие и произвол. В любом случае, если вдруг наши дороги с филармонией всерьёз разойдутся — хочу сказать ей огромное спасибо за сцену, тёплый приём, интересные программы и прожитые вместе годы.

Автор: Тимофей Казанцев

Комментариев нет:

Отправить комментарий