воскресенье, 24 февраля 2019 г.

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДОКЛАД УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ТЕМУ: «ПРОБЛЕМЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЦ, ОСВОБОДИВШИХСЯ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ»


По данным УМВД России по Тверской области, в 2017 году на территории тверского региона было совершено 20051 преступление. Из них лицами, ранее совершавшими преступления, - 24,3%. За 9 месяцев 2018 года было совершено 14413 преступлений, при этом лицами, ранее совершившими преступления, - 21,8%.

Согласно статистике в Российской Федерации почти треть осужденных в первый год после выхода из исправительных учреждений совершают преступления вновь. Зачастую повторное совершение преступлений становится следствием социальной дезадаптации человека, связанной с безработицей, отсутствием жилья, социальным неблагополучием, недостатком образования, наркотической зависимостью или злоупотреблением алкоголем.

В адрес Уполномоченного регулярно поступают обращения от лиц, находящихся в местах лишения свободы, от освободившихся из учреждений исполнения наказаний по вопросам обеспечения документами, оформления регистрации по месту жительства, оформления пенсий, выплаты социальных пособий, материально-бытового обеспечения, трудоустройства, оказания медицинской помощи, решения жилищных вопросов и др. К сожалению, не все проблемы удается решить положительно, в связи с чем, процесс ресоциализации не реализуется в полной мере. Изучение этого вопроса приобретает особую актуальность и значимость, требует дополнительной проработки.

Ресоциализация осужденных – это комплекс мероприятий, помогающих построить жизнь после освобождения в рамках закона, сформировать у осужденного в процессе отбывания наказания качества личности, способствующие восстановлению нарушенных социальных связей, утраченных навыков, стандартов поведения в обществе, оказать помощь в поисках работы и решении жилищного вопроса. Ресоциализация включает в себя два этапа: непосредственно в период отбывания наказания в исправительном учреждении и после освобождения из мест лишения свободы. В исправительном учреждении процесс ресоциализации осужденных проходит при содействии социальных служб учреждения. После освобождения особую роль приобретает работа органов полиции, территориальных органов социальной защиты населения, центров занятости населения, органов местного самоуправления, которые осуществляют контроль за адаптацией бывших осужденных в обществе и призваны помочь им в бытовом устройстве.

В целях более глубокого изучения данной темы Уполномоченный посетил исправительные учреждения Тверской области (далее – ИУ), провел личные приемы осужденных. Для выявления проблем в сфере трудоустройства и оказания мер социальной поддержки данной категории граждан были организованы выезды в центры занятости населения и территориальные отделы социальной защиты населения.

При поддержке Тверского Государственного технического университета (далее – ТвГТУ) было проведено социологическое исследование, основными темами изучения которого стали: отсутствие у осужденных образования, возможность его получения в период отбывания наказания, трудоустройство, получение социальной и психологической помощи, бытовое устройство после освобождения из мест лишения свободы и др. В пяти ИУ сотрудниками аппарата Уполномоченного и членом Экспертного совета, кандидатом социологических наук, доцентом кафедры социологии и социальных исследований ТвГТУ Симоновой Е.В. было опрошено 286 осужденных. Полная версия научного отчета о результатах социологического исследования является приложением к настоящему докладу.

По теме ресоциализации осужденных Уполномоченным было инициировано проведение Экспертного совета при Уполномоченном, создана рабочая группа, в которую вошли:


1. Симонова Елена Валерьевна, член Экспертного совета, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и социальных исследований ТвГТУ,

2. Зяблова Наталья Александровна, член Экспертного совета, помощник начальника УФСИН России по Тверской области по соблюдению прав человека в учреждениях уголовно-исполнительной системы,

3. Козлова Наталия Николаевна, профессор кафедры политологии ТвГУ, доктор политических наук, кандидат исторических наук,

4. Жуков Дмитрий Дмитриевич, и.о. начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тверской области,

5. Тарасова Наталья Александровна, консультант отдела общего, дополнительного и коррекционного образования Министерства образования Тверской области,

6. Дроздов Максим Александрович, начальник управления организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти УМВД России по Тверской области,

7. Градова Марина Владимировна, заместитель начальника Управления по вопросам миграции УМВД России по Тверской области,

8. Сычева Татьяна Владимировна, начальник отдела программ и трудовой миграции Главного управления по труду и занятости населения Тверской области,

9. Данилов Сергей Владимирович, начальник отдела организации и контроля за деятельностью учреждений социального обслуживания пожилых Министерства социальной защиты населения Тверской области,

10. Манюк Сергей Владимирович, заместитель председателя Общественной наблюдательной комиссии в Тверской области.


Членами рабочей группы была представлена и проанализирована информация, которая стала предметом обсуждения на Экспертном совете. Козловой Н.Н., членом рабочей группы по подготовке к Экспертному совету, подготовлен раздел настоящего доклада, посвященный ресоциализации женщин, освобожденных из мест лишения свободы. На основе всех представленных материалов экспертным сообществом был выработан ряд рекомендаций по улучшению ситуации в сфере ресоциализации осужденных в Тверской области. Обобщенные результаты этой работы нашли свое отражение в настоящем докладе.

Специальный доклад подготовлен в соответствии с п.6 ч.2 ст.6 закона Тверской области от 06.06.2012 №36-ЗО «Об Уполномоченном по правам человека в Тверской области и Уполномоченном по правам ребенка в Тверской области».



I. Результаты социологического исследования 


Целью проведения социологического исследования стал анализ представлений лиц, отбывающих наказание, касающихся постпенитенциарной адаптации, и мер, предпринимаемых государством для их решения.

По результатам проведения исследования был выявлен ряд проблем. Основной из них является то, что около 2/3 лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, вновь совершают преступления и поступают в ИУ через 1-3 года после окончания предыдущего наказания. При этом риску в большей степени подвержены люди среднего возраста с более низким уровнем образования, не состоящие в браке, не имеющие детей (т.е. с меньшей включенностью в систему социальных связей).

Около 4/5 опрошенных имеют профессиональную подготовку. При этом около половины респондентов имеют одну профессию, около 1/7 – две, а некоторые владеют несколькими профессиями. 2/3 из перечня профессий – это рабочие профессии (токари, слесари, швеи и т.д.).

В ходе исследования был выявлен запрос от осужденных на совершенствование системы профессиональной подготовки. Потребность в получении образования имеют около четверти опрошенных осужденных, но они отмечают, что предлагаемые в ИУ профессии/специальности не соответствуют их потребностям. В своих рекомендациях они указали на необходимость расширить базу профессиональной подготовки в ИУ, готовить по профессиям, востребованным в обществе.

Анализ результатов исследования свидетельствует также о необходимости трудовой деятельности и трудового воспитания в ИУ. Около 2/3 опрошенных заключенных трудоустроены (или были трудоустроены) на полный рабочий день. Установка на включение в трудовую деятельность характерна для подавляющего большинства осужденных. Основные мотивы трудоустройства осужденных, помимо собственно желания работать: стремление заполнить свободное время, желание сменить обстановку («не быть все время в отряде»), возможность условно-досрочного освобождения (последний мотив особенно выражен у женщин, у лиц, состоящих в браке и имеющих детей, у лиц с меньшим количеством судимостей).

Однако был выявлен ряд проблем в системе организации труда заключенных. В первую очередь, чрезвычайно низкий уровень заработной платы. У 2/3 работающих она ниже минимального размера оплаты труда (5000, 3000, 2000 рублей, а иногда и менее). В ходе проведения анкетирования осужденные продемонстрировали различную степень неудовлетворенности ее размером, в связи с чем размер заработной платы не может быть мотивацией к трудовой деятельности. По данным исследования, около 1/9 респондентов получали отказ в трудоустройстве, из них более трети отказов по причине отсутствия рабочих мест.

Проблемы трудоустройства в постпенитенциарный период фиксируют две трети опрошенных. Многие пожелания осужденных по мерам, которые необходимо принять для их успешной адаптации после освобождения, связаны именно с помощью в трудоустройстве. Результаты исследования показали также недостаточное информирование осужденных. От трети до половины респондентов отметили, что не получали информацию по таким вопросам, как квоты для осужденных при трудоустройстве после освобождения; наличие рабочих мест в районе предполагаемого места проживания; права осужденных на материальное и финансовое обеспечение при освобождении и следовании к месту постоянного жительства.

Важным фактором социальной адаптации осужденных после их освобождения является уровень их социальной компетентности и степень интегрированности в систему социальных связей. В рамках ИУ развитие этих характеристик возможно через вовлечение осужденных в социально-значимую деятельность. В этом направлении работа в ИУ ведется на достаточно высоком уровне. Так, около 4/5 осужденных принимают участие в различных мероприятиях, проводимых в ИУ. Что касается взаимодействия с близкими родственниками, в том числе с детьми, то большинство осужденных имеет возможность общаться с ними по телефону, им предоставляются краткосрочные и длительные свидания. Однако исследование выявило запрос на расширение этих возможностей (чаще видеться и звонить родным; предоставлять отпуск с возможностью выезда домой).

В ходе проведения исследования были выявлены представления осужденных о мерах, которые необходимо принимать (на уровне ИУ, общества, государства), чтобы сделать более эффективной адаптацию граждан, освобождающихся из мест лишения свободы, к жизни в обществе. Важнейшими мерами, по мнению осужденных, должны стать:

1) помощь в трудоустройстве;

2) помощь в получении жилья (около 1/10 осужденных не имеют жилья и столкнутся с жилищными проблемами после освобождения);

3) материальная, финансовая помощь;

4) информирование о тенденциях в обществе, о рынке труда, о вакансиях и т.д.;

5) изменение общественного мнения о бывших осужденных;

6) снижение сроков наказания, увеличение возможности выхода по условно-досрочному освобождению;

7) максимальное приближение к повседневной жизни для граждан, у которых приближается момент освобождения (создание адаптационных отрядов);

8) оказание социальной и медицинской помощи.




II. Подготовка осужденных к освобождению из мест лишения свободы


2.1. Работа социальных служб


Создание предпосылок для исправления и ресоциализации осужденных, а также для их успешной адаптации после освобождения из мест лишения свободы является основной целью групп социальной защиты осужденных, созданных во всех ИУ. Их деятельность регламентирована Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (далее – УИК РФ), приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2005 № 262 «Об утверждении положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы». Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 13.01.2006 №2 утверждена Инструкция об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.

В соответствии с п.4 ст.173 УИК РФ документы освобождаемого (паспорт, его трудовая книжка и пенсионное удостоверение), хранящиеся в личном деле осужденного, выдаются ему на руки при освобождении. При отсутствии паспорта и пенсионного удостоверения в личном деле осужденного, а также в случае, если срок действия паспорта истек, администрация ИУ должна заблаговременно принимать меры для их получения. Вопросы обеспечения осужденных паспортами, своевременного их оформления, установления гражданства неоднократно поднимались Уполномоченным. Надо отметить, что благодаря совместным усилиям Уполномоченного, УФСИН России по Тверской области и УМВД России по Тверской области в последнее время проблемы несвоевременной выдачи или замены паспортов осужденным практически отсутствуют.

Однако при обеспечении осужденных документами, удостоверяющими личность, зачастую возникают проблемы, связанные с отсутствием подтверждения гражданства Российской Федерации, или законности и обоснованности его получения.

Согласно указанным выше нормативным актам, за шесть месяцев до истечения срока наказания администрация ИУ должна принимать меры по трудоустройству освобождаемого, предоставлению ему регистрации и жилья.

Однако в ходе проведенных Уполномоченным проверок было установлено, что указанная работа социальными службами ИУ зачастую проводится формально и ограничивается только перепиской. Так, в ходе одного из выездов в муниципальные образования Тверской области Уполномоченным было установлено, что при освобождении осужденному был подготовлен пакет документов, не содержащий справки о заработной плате, в результате чего он долгое время не был поставлен на учет в службу занятости населения и не получал пособие по безработице, оказавшись в сложной жизненной ситуации. При этом территориальные органы социальной защиты населения не всегда располагают информацией о нуждающемся в помощи человеке. Проблема отсутствия у бывших осужденных полного пакета необходимых для трудоустройства документов приводит к большим трудностям в поиске работы и жилья. Кроме того, трудоустройство является единственным способом решить жилищный вопрос для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и в подобных ситуациях своевременное оформление и подготовка документов для трудоустройства приобретают особое, жизненно важное значение.

В соответствии со ст.98 УИК РФ все осужденные имеют право на государственное пенсионное обеспечение на общих основаниях. Оформление и представление документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, находящимся в ИУ, осуществляется администрациями учреждений. В течение 2017 года социальными работниками ИУ Тверской области были оформлены документы на получение пенсионных выплат 145 осужденным (за 10 месяцев 2018 года – 100 осужденным).

Однако одной из проблем пенсионного обеспечения осужденных, выявленных Уполномоченным, является несвоевременное направление социальными службами ИУ документов на оформление пенсии. В первую очередь, это касается лиц, содержащихся в следственных изоляторах, где социальные службы отсутствуют.

Уполномоченный полагает, что социальным службам ИУ необходимо усилить контроль за подготовкой и выдачей осужденным исчерпывающего пакета документов перед освобождением. При этом особое внимание следует обращать на получение документов, предоставление которых носит заявительный характер (справка о заработной плате за период работы в ИУ, медицинские справки, характеристики c места работы и учебы и др.) и которые могут им понадобиться для социальной адаптации после освобождения, обеспечить своевременное оформление пенсий осужденным пенсионного возраста, в том числе в следственных изоляторах. Целесообразно вести учет осужденных, нуждающихся в усиленных мерах социальной поддержки после освобождения из ИУ (осужденных, не имевших постоянного места жительства и регистрации до момента их попадания в места лишения свободы, осужденных, не имеющих родственников, осужденных-инвалидов, пенсионеров, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья и регистрации по месту жительства); организовать своевременную передачу информации об освобождающихся осужденных в территориальные органы социальной защиты населения и УМВД России по Тверской области, а также в органы местного самоуправления для своевременного решения вопросов обеспечения жильем освобождающихся граждан.

При отсутствии у осужденного документов, удостоверяющих гражданство Российской Федерации, наличии сомнений в подлинности или обоснованности выдачи таких документов, а также в обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у него гражданства Российской Федерации, инициировать проведение проверок Управлением по вопросам миграции УМВД России по Тверской области, проводить незамедлительную работу по оформлению соответствующих документов.



1.2. Обучение осужденных

Базу для социальной реабилитации во многом дает наличие у осужденного достаточного образовательного уровня. Согласно УИК РФ общее образование должны получить все осужденные, не достигшие 30 летнего возраста и не получившие его ранее.

В настоящее время Министерством образования Тверской области в ИУ созданы и действуют 7 государственных казенных общеобразовательных учреждений вечерних (сменных) общеобразовательных школ, 2 учебно-консультационных пункта и 2 филиала школ. По состоянию на 01.09.2018 в данных образовательных учреждениях обучался 971 осужденный, обучение проводили 58 педагогов.

Государственная итоговая аттестация за 9 классов для обучающихся в указанных учреждениях проводится в форме государственного выпускного экзамена по русскому языку и математике, выпускники получают документы об образовании установленного образца. Однако до настоящего момента не решен вопрос о возможности сдачи осужденными - выпускниками средней школы при ИУ единого государственного экзамена. Этот вопрос поднимался на заседании Экспертного совета. Было отмечено, что возможность сдачи ЕГЭ даст осужденным возможность получения в дальнейшем высшего образования, что является дополнительным стимулом к исправлению. Во время посещения ИК-4 в ходе общения Уполномоченного с осужденными – учениками общеобразовательной школы также было высказано пожелание о возможности сдачи единого государственного экзамена.

Отдельной проблемой является обучение подозреваемых и обвиняемых несовершеннолетних, содержащихся в следственных изоляторах Тверской области (далее – СИЗО). В момент подготовки настоящего доклада в следственных изоляторах содержались 9 несовершеннолетних, подлежащих обучению. Средний срок их пребывания в учреждениях - 5 месяцев. Все несовершеннолетние вынуждены заниматься самообучением, так как механизм их обучения отсутствует, что ставит их в неравные условия даже со сверстниками, находящимися в колониях, где порядок обучения утвержден.

20 ноября 2018 года, во Всероссийский День правовой помощи детям, Уполномоченный встретился с несовершеннолетними, содержащимися в СИЗО-1 города Твери. Подростки, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, смогли задать интересующие их вопросы. В основном они касались предполагаемой длительности срока заключения, предусмотренного статьями Уголовного кодекса РФ, по которым обвиняются несовершеннолетние, невозможности обучаться во время нахождения под стражей в следственном изоляторе.

Уполномоченный полагает, что Министерству образования Тверской области и УФСИН России по Тверской области необходимо в кратчайший срок разработать порядок обучения по программам начального общего, основного общего и среднего образования несовершеннолетних, содержащихся под стражей в следственных изоляторах Тверской области; обеспечить возможность сдачи осужденными - выпускниками средней школы при ИУ единого государственного экзамена.

Еще одной проблемой, выявленной Уполномоченным в ходе проверок, является использование в некоторых учреждениях устаревшего фонда учебных пособий. В связи с чем Министерству образования Тверской области и УФСИН России по Тверской области, необходимо провести проверку фонда учебных пособий во всех ИУ региона и произвести замену устаревших учебников.


1.3. Получение профессиональных навыков и трудоустройство осужденных 


Степень эффективности исправления осужденного в процессе исполнения уголовного наказания существенно возрастает при сочетании воспитательного воздействия, профессионального обучения и привлечения к трудовой деятельности по имеющейся или получаемой специальности. Согласно нормам действующего законодательства профессиональное образование обязаны получать все трудоспособные осужденные, не имеющие начального профессионального образования. 

Количество осужденных, получающих обязательное среднее профессиональное обучение в ИУ, в 2018 году составляет 186 человек. Обучение организовано в 5 федеральных казенных профессиональных образовательных учреждениях (далее - ФКПОУ), 1 филиале ФКПОУ и в 3 местах осуществления образовательной деятельности, проводится по специальностям сварщик, слесарь по ремонту строительных машин, электромонтажник электрических сетей и оборудования. Все ФКПОУ имеют лицензию и прошли государственную аккредитацию. В соответствии с имеющимися лицензиями и учебными помещениями (19 учебных классов и 17 мастерских) в ФКПОУ может проводиться профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих и профессиональное обучение осужденных. В качестве дополнительных возможностей обучения осужденных, не имеющих профессии, с 1 сентября 2016 года используется сетевая форма обучения по трем профессиям: «швея», «подсобный рабочий» и «слесарь-сборщик». 

Анализируя ситуацию в сфере профессионального образования в ИУ Тверской области, Уполномоченным было отмечено, что имеет место обучение на устаревшем оборудовании, которое в настоящее время не используется в производстве, в связи с чем навыки, полученные осужденными, не всегда востребованы на рынке труда, используются устаревшие учебники и учебные пособия. Профессиональное обучение осужденных организуется без учета наиболее востребованных на рынке труда профессий, слабо используются возможности получения образования в дистанционной форме. 

Следует отметить, что в 2017 году 12 осужденных, содержащихся в ИУ Тверской области, получили высшее образование, (в 2016 году – 8 человек, в 2018 году – 3 человека). Количество осужденных, получающих высшее образование в текущем году, составляет 45 человек. Обучение проводится по специальностям: менеджмент, экономика, педагогика, управление персоналом, психология, агрономия, юриспруденция, информационные технологии, организация государственных и муниципальных секторов, лингвистика. УФСИН России по Тверской области заключено 9 договоров с образовательными организациями на обучение осужденных, в том числе с Тверской Государственной сельскохозяйственной академией и «Московским финансово-промышленным университетом «Синергия». 

Привлечение к труду является одним из основных способов социальной адаптации. Однако при посещении Уполномоченным ИУ установлено, что значительная часть осужденных остается нетрудоустроенной. По данным УФСИН России по Тверской области, численность трудоустроенных осужденных, отбывающих наказание в ИУ региона, в 2017 году составила 41,5%, на 01.10.2018 - 42,2% от общего количества подлежащих трудоустройству осужденных.

                                       





По сравнению с 2017 годом количество трудоустроенных осужденных в большинстве ИУ снизилось (например, в ФКУ ИК- 4 составило всего 14,3% (-10%).

Уполномоченным было отмечено, что нехватка рабочих мест связана с недостаточной работой в данном направлении как УФСИН России по Тверской области, так и администраций ИУ, недостаточным использованием возможностей производств ИУ представителями регионального бизнеса.

Одной из проблем работающих осужденных является низкий уровень заработной платы. По информации УФСИН России по Тверской области, на 01.10.2018 средний размер заработной платы осужденных составил 5797 руб. (в 2017 году – 4808 руб.). Низкий уровень заработной платы связан в том числе и с высокими нормами выработки: при невыполнении производственного плана зарплата осужденного значительно снижается. При этом, согласно нормам действующего законодательства, 75% заработной платы осужденных расходуется на их содержание в ИУ, а также на выплаты по гражданским искам, поданным потерпевшими.

В ходе проведения в 2018 году Прокуратурой Тверской области проверки соблюдения требований трудового законодательства в ИУ был выявлен ряд нарушений. Установлено, что администрациями ИУ допускались факты нетрудоустройства осужденных при наличии вакантных должностей и действующих производств, имели место случаи, когда осужденные, трудоустроенные на имеющихся производствах, не обеспечивались работой, установлены нарушения, касающиеся зачета трудового стажа осужденным.


По данным органов прокуратуры, в ИУ имеет место ненадлежащая оплата труда осужденных по причине непредоставления достаточного объема работ, ненадлежащего учета работы осужденных без учета простоев по вине работодателя. Так, заработная плата некоторых осужденных с января по март 2018 года составила 5 рублей в месяц. Выявлены нарушения требований законодательства об оплате труда в ночное время, выходные дни и работ с вредными и опасными условиями труда и другие.

Перечисленные нарушения отражены в представлениях, внесенных как в адрес начальников учреждений, так и начальника УФСИН России по Тверской области.

В связи с вышеизложенным Уполномоченный полагает, что УФСИН России по Тверской области необходимо активизировать работу по организации дополнительных рабочих мест и трудоустройству осужденных, отбывающих наказание в ИУ региона; во взаимодействии с ГУ по труду и занятости населения Тверской области и Министерством образования Тверской области составить перечень наиболее востребованных на рынке труда профессий, в соответствии с которым организовывать профессиональное обучение осужденных в ИУ; расширить возможности получения образования в дистанционной форме, организации компьютерных классов.



1.4. Воспитательная и психологическая работа

Особое значение воспитательная и психологическая работа приобретает перед освобождением. Значительно способствует ресоциализации осужденных «Школа по подготовке к освобождению», созданная в ИУ. Эта работа начинает проводиться за шесть месяцев до окончания срока отбывания наказания, и включает меры организационно-педагогического и учебно-воспитательного характера. Занятия в школе проводятся с привлечением представителей органов полиции, суда, адвокатуры, иных государственных органов и общественных объединений.

Подготовка освобождающихся к жизни вне ИУ осложнена тем обстоятельством, что в период отбывания наказания многие из них, даже при успешном исправлении, в значительной мере утрачивают позитивные социальные связи и отвыкают самостоятельно решать проблемы, с которыми в обязательном порядке столкнутся, оказавшись вне изоляции от общества. Поэтому главная задача школы – помочь осужденному быстрее включиться в ритм жизни в обществе. Однако Уполномоченный отмечает, что работа психологической службы учреждения и занятия в «Школе подготовки осужденных к освобождению» ведутся отдельно, не имея общего плана. Вместе с тем, необходимо проводить подготовку к освобождению комплексно, сочетая работу психологической и социальной служб. В работе психологов при подготовке к освобождению необходимо учитывать особенности характера каждого осужденного, его социальный статус, наличие или отсутствие общественно-полезных связей и родственников за пределами ИУ, возраст и физические возможности (инвалиды, граждане пенсионного возраста) и многие другие особенности личности. Только комплексный подход и индивидуальный учет всех этих нюансов может дать положительный результат ресоциализации.

Уполномоченный полагает, что УФСИН России по Тверской необходимо разработать программу по подготовке лиц, готовящихся к освобождению из ИУ, предусматривающую систематическое проведение индивидуальных социально - психологических тренингов, консультирования по проблемам брака, воспитания детей, актуальным вопросам изменения законодательства РФ.

1.5. Медицинская помощь и установление инвалидности осужденным 

Состояние здоровья осужденных на момент освобождения из мест лишения свободы – важный фактор социальной адаптации. По данным УФСИН России по Тверской области, общее количество осужденных, страдающих такими заболеваниями, как туберкулез, СПИД, вирусные гепатиты «В» и «С», ВИЧ-инфекция, по сравнению с 2017 годом снизилось с 2083 до 1921 человека.



При посещении медицинских частей ИУ Уполномоченным было отмечено, что не всегда вовремя приобретаются лекарственные средства, необходимые для лечения осужденных. Отсутствие необходимых жилищных условий, сложные условия работы не позволяют привлекать врачебный персонал в полном объеме, в том числе врачей узких специальностей.

Отдельного внимания требуют вопросы защиты прав инвалидов, содержащихся в ИУ. На сегодняшний день в ИУ содержатся 288 инвалидов. Наибольшее количество - в ФКУ ЛИУ-3 (97 человек), ИК-1 и ИК-10 (по 42 человека), ИК-7 (33 человека).

В 2018 году 18 человек были направлены на медико-социальную экспертизу для установления инвалидности, из них 13 осужденным инвалидность была установлена. 286 инвалидов имеют индивидуальные программы реабилитации или абилитации (далее - ИПРА), в которых указана необходимость обеспечения 64 техническими средствами реабилитации (далее - ТСР). Согласно ИПРА инвалидов, ТСР в 2017 году были обеспечены 18 человек, за 10 месяцев 2018 года – 10 человек.

В текущем году было снижено финансирование на приобретение ТСР. Если в 2017 году из федерального бюджета на приобретение ТСР было выделено 239 тысяч рублей, то в 2018 году - всего 140 тысяч рублей. Согласно информации, представленной УФСИН России по Тверской, только 79% осужденных инвалидов обеспечены ТСР.

Уполномоченный полагает, что вопросы оказания медицинской помощи осужденным, своевременного проведения медико-социального освидетельствования и переосвидетельствования осужденных - инвалидов, оформления их ИПРА, соблюдения сроков обеспечения и замены ТСР требуют особого контроля со стороны УФСИН России по Тверской области.



1.6. Правовое просвещение 

В ежегодных докладах Уполномоченного за 2016, 2017 годы были вынесены рекомендации в адрес УФСИН России по Тверской области, касающиеся информирования осужденных об их основных правах и обязанностях. Данные рекомендации были приняты к сведению руководством УФСИН, что значительно снизило количество обращений данной тематики. 

По информации УФСИН России по Тверской области, во всех ИУ в общедоступных для осужденных местах установлены информационные стенды и терминалы, обеспечивающие доступ к федеральному и региональному законодательствам. В каждом ИУ имеется библиотека, в коридорах и комнатах воспитательной работы размещены стенды с информацией о социальных гарантиях граждан РФ, пенсионном и медицинском обеспечении, вакансиях на рынке труда, справочник адресов и телефонов социальных служб. Изменения законодательства доводятся до осужденных также и в рамках социально-правовой подготовки, через радиотрансляционную сеть и по онлайн связи. Работа по правовому просвещению лиц, отбывающих наказание, проводится на личных и онлайн приемах осужденных и в ходе рассмотрения письменных обращений осужденных. Однако в ходе выездов в ИУ Уполномоченным было выявлено, что в ряде учреждений фонд литературы правового характера значительно устарел, получаемая осужденными информация не всегда актуальна, в связи с чем необходимо активизировать работу по правовому просвещению, обновить литературу правового характера. 

В целях создания условий для защиты прав граждан, повышения уровня социальной защищенности создана система оказания бесплатной юридической помощи. Правовое регулирование организации данной системы осуществляется на основе Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». В развитие указанного нормативного акта принят закон Тверской области от 24.07.2012 № 68-ЗО «О бесплатной юридической помощи в Тверской области», который расширил перечень категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, путем включения в него, в том числе лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в течении двух месяцев со дня освобождения, по вопросам трудоустройства. 

В 2017 году Уполномоченным было предложено дополнить перечень случаев оказания бесплатной юридической помощи указанной категории граждан, включив в него консультации по вопросам пенсионного и социального обеспечения. По информации, направленной в адрес Уполномоченного Законодательным Собранием Тверской области, в настоящее время Министерством юстиции Российской Федерации ведется работа по стандартизации оказания бесплатной юридической помощи, формированию единообразной практики в субъектах Российской Федерации, дополнения перечня категорий граждан, случаев и видов юридической помощи, оказываемой бесплатно. 


III. Ресоциализация осужденных после освобождения из мест лишения свободы


2.1. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы


Осуществление надзорных функций является одной из наиболее действенных мер предупреждения совершения преступлений лицами, освобожденными из мест лишения свободы. 

В соответствии с Федеральным законом от 16.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» под административным надзором понимается осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с нормами закона временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей. Приказ МВД России от 08.07.2011 № 818 «О порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» определяет формы и методы наблюдения за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных судом административных ограничений их прав и свобод, за выполнением ими обязанностей, предусмотренных федеральным законом, а также полномочия сотрудников подразделений и служб органов внутренних дел, порядок их участия в осуществлении административного надзора. 

В соответствии с действующим законодательством поднадзорными являются лица, освобождаемые или освобожденные из мест лишения свободы и имеющие непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления, за преступления при рецидиве преступлений, за умышленное преступление в отношении несовершеннолетнего. В отношении осужденных за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном и особо опасном рецидиве преступлений административный надзор устанавливается в обязательном порядке. Лица, в отношении которых установлен административный надзор, могут быть ограничены в праве пребывания в определенных местах, посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в них, пребывания вне жилого помещения, являющегося его местом жительства, выезда за установленные судом пределы территорий. 

По данным УВМД России по Тверской области в настоящее время под административным надзором находится 1164 человека, из них 25 объявлены в розыск. Основной проблемой организации полного и всестороннего надзора за освободившимися из мест лишения свободы лицами является несвоевременное информирование органов внутренних дел ИУ об освобождающихся из мест лишения свободы гражданах, а также отсутствие должного контроля за их передвижениями после освобождения, в связи с чем УМВД России по Тверской области и УФСИН России по Тверской области необходимо наладить более тесное взаимодействие и обмен информацией.  



2.2. Проблемы бытового устройства, меры социальной поддержки

Анализируя обращения, поступающие от лиц, отбывающих наказание, и освободившихся из мест лишения свободы, Уполномоченный пришел в выводу, что одной из проблем, с которой сталкивается осужденный после освобождения из ИУ, это отсутствие жилья или жилое помещение, пришедшее в негодность за время отбывания наказания. Нередки случаи, когда осужденный имеет большие долги по квартплате, которые самостоятельно не может выплатить. По информации УФСИН России по Тверской области, в 2017 году из 1319 жителей Тверской области, освобожденных из мест лишения свободы, 88 человек не имели жилья. При этом никакой помощи при решении данных вопросов бывшие осужденные не получают.

В связи с чем УФСИН России по Тверской области необходимо проводить работу с органами местного самоуправления - по постановке на учет лиц, освободившихся из мест лишения свободы, не имеющих жилья, признанию имеющегося у них жилья непригодным для проживания, предоставлению маневренного жилого фонда, в отдельных случаях оказывать содействие бывшим осужденным в реализации права на жилище в судебном порядке (например, бывшим осужденным из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей), заблаговременно (не менее чем за 1 год до освобождения) направлять соответствующие уведомления и запросы.

Для оказания поддержки лицам, освободившимся из мест лишения свободы и не имеющим жилья, в Твери действует ГБУ «Дом милосердия». Основной целью деятельности учреждения является оказание медико-социальной помощи, обеспечение временного проживания совершеннолетним гражданам РФ, оказавшимся в кризисной жизненной ситуации. По инициативе УФСИН России по Тверской области и ТООУ «Преодоление» Министерством социальной защиты населения Тверской области в целях выполнения поручения Президента Российской Федерации по принятию мер по совершенствованию системы государственной поддержки лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, нуждающихся в социальной помощи, без определенного места жительства и рода занятий по их трудоустройству, жилищному и пенсионному обеспечению, охране здоровья и медицинскому обеспечению, на базе ГБУ «Дом милосердия» впервые в России создано отделение социальной реабилитации (далее - ОСР).



ОСР проводится большая работа по ресоциализации бывших осужденных. Здесь восстанавливают документы, оказывают медицинскую помощь, содействие в трудоустройстве, оформлении пенсии. Однако количества мест в отделении явно недостаточно.

Одним из серьезных аспектов работы с лицами, освободившимися из мест лишения свободы – людьми пенсионного возраста и инвалидами, является устройство их на постоянное стационарное обслуживание. В Тверской области в Торопецком районе (с.Михайловское) организован Михайловский специальный дом-интернат для лиц, ранее отбывавших наказание в местах лишения свободы, на 105 койко-мест. Дом-интернат является медико-социальным учреждением, предназначенным в том числе для постоянного проживания престарелых и инвалидов из числа освобождаемых из мест лишения свободы лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный контроль, а также направляемых из приемников-распределителей лиц из числа указанных инвалидов и престарелых, ранее судимых или неоднократно привлекавшихся к административной ответственности за нарушение общественного порядка.

В 2015 году в Михайловский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов поступило 4 человека, из числа лиц, освободившихся из мест лишения свободы и имеющих уголовное прошлое, в 2016 г. – 9; в 2017 г.- 5. В настоящий момент из 105 проживающих 69 человек имеют уголовное прошлое.

В комплексных центрах социального обслуживания населения Тверской области создана база данных граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в которую включены и лица, освободившихся из мест лишения свободы. В указанной базе данных в настоящее время числится около 1000 чел. Лицам, освободившимся из мест лишения своды, органами социальной защиты населения оказываются следующие виды социальной поддержки:




Анализируя работу по организации мер оказания социальной поддержки осужденным, освободившимся из мест лишения свободы, Уполномоченный обращает внимание на необходимость УФСИН России по Тверской области наладить регулярный обмен информацией с органами социальной защиты населения по вопросам, связанным с социально-бытовой адаптацией указанных выше категорий граждан; органам социальной защиты населения - проводить работу по изучению потребности в мерах социальной поддержки лиц, освободившихся из мест лишения свободы (помощь в восстановлении и оформлении необходимых документов, оформлении пенсий, установлении инвалидности, оказании материальной помощи, обеспечении лекарствами и продуктовыми наборами, устройстве нуждающихся в дома - интернаты, оказании бесплатной юридической помощи), контролировать оказание экстренной социальной помощи осужденным, покинувшим исправительные учреждения, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях, совершенствовать меры социальной поддержки данной категории граждан.

По мнению Уполномоченного, необходимо создать при территориальных органах социальной защиты населения специализированные службы социально-психологической помощи освобожденным из исправительных учреждений для более полного контроля за данной категорией граждан и оказания им своевременной социальной помощи.


2.3. Проблемы трудоустройства 


В соответствии с Федеральным законом от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» лица, освобожденные из ИУ, относятся к категориям граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Наряду с гарантиями и услугами в области занятости населения, предусмотренными для всех категорий граждан, они имеют дополнительные гарантии в области занятости населения. К ним относятся реализация мероприятий активной политики занятости и квотирование рабочих мест.

В Тверской области мероприятия активной политики занятости реализуются в рамках региональной государственной программы «Содействие занятости населения Тверской области» на 2017-2022 годы. В рамках программы гражданам указанной категории оказываются услуги по профессиональной ориентации, подбору вариантов трудоустройства, в том числе на временных и общественных работах.

По информации Главного Управления по труду и занятости населения Тверской области, за 8 месяцев 2018 года в службы занятости региона в поисках работы обратились 158 освобожденных из ИУ граждан. Услуги профориентации получили 76 человек, трудоустроены 37 человек.

Как дополнительный инструмент в решении вопроса занятости бывших осужденных органы службы занятости населения Тверской области применяют нормы закона Тверской области от 17.09.1997 № 79 «О квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите», согласно которому квота для трудоустройства лиц, освобожденных из мест лишения свободы, устанавливается работодателям с учетом ситуации, сложившейся на рынке труда, но не менее 0,5 процентов среднесписочной численности в организациях с численностью работников более 100 человек.

Квотирование рабочих мест для лиц, освобожденных из мест лишения свободы, осуществляется на основе договоров, заключаемых центрами занятости населения с работодателями на срок не менее одного календарного года. По состоянию на 01.09.2018 было заквотировано 70 рабочих мест, из них 54 рабочих места занято. Учитывая, что за 10 месяцев 2018 года из ИУ региона освободились 2431 человек, большинство из которых проживают в Тверской области, можно сделать вывод, что количества заквотированных рабочих мест явно недостаточно. Кроме того, при посещении центров занятости населения в районах Тверской области Уполномоченным было установлено, что рабочие места для осужденных квотируются не везде. Так, в Кимрском районе для бывших осужденных не было заквотировано ни одного рабочего места.

В целях координации совместных действий Главного управления по труду и занятости населения Тверской области и УФСИН России по Тверской области по вопросам трудоустройства граждан, освободившихся из ИУ между Главным управлением и УФСИН заключено соглашение о сотрудничестве. В рамках соглашения по заявкам УФСИН сотрудниками службы занятости организуются выезды в ИУ с целью информирования граждан, у которых заканчивается срок отбывания уголовного наказания, по вопросам законодательства о занятости, о положении на рынке труда, об услугах и программах службы занятости, о востребованных профессиях, а также ведется индивидуальная работа, включающая в себя тестирование, направленное на определение профессиональных склонностей осужденного, и подбор подходящих вариантов трудоустройства.

По информации Главного управления по труду и занятости населения Тверской области, ежегодно в службы занятости региона обращаются не более 250 граждан указанной категории, однако в процессе их трудоустройства имеются определенные сложности, часто вызванные слабой мотивацией к труду. Каждый второй гражданин, получив направление на работу, больше в службу занятости не обращается.

Вместе с тем, в ходе посещения центров занятости населения Уполномоченным был отмечен формальный подход к работе с указанной категорией граждан. Зачастую эта работа ограничивалась письмами, содержащими информацию не о реальных вакансиях, а о возможности осужденного после освобождения обратиться в службу занятости.

Уполномоченный полагает, что Главному управлению по труду и занятости населения Тверской области необходимо усилить работу по квотированию рабочих мест для указанной категории граждан с учетом полученного ими в период отбывания наказания профессионального образования, а также проводить работу с работодателями на предмет повышения привлекательности предлагаемых вакансий. В соответствии с полученными из ИУ уведомлениями, необходимо организовать индивидуальную работу по подбору рабочих мест для лиц, освобождающихся из мест лишения свободы.



IV. Ресоциализация женщин, освобожденных из мест лишения свободы 


Автор: Козлова Наталия Николаевна, профессор кафедры политологии ТвГУ, доктор политических наук, кандидат исторических наук, член рабочей группы Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Тверской области


4.1. Особенности ресоциализации женщин 

Одной из наиболее актуальных проблем ресоциализации в современном обществе является проблема ресоциализации женщин в силу выполнения ими репродуктивной и воспитательной функций. Поэтому содержание женщин в местах лишения свободы и после освобождения необходимо рассматривать как в контексте реализации прав человека, так и в рамках пронатального сценария и укрепления института семьи. По статистике женщины совершают меньше преступлений, чем мужчины: преступность мужчин превышает преступность среди женщин в 5-7 раз. По данным ФСИН России, на 01.09.2018 в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 582 889 чел., из них – 46 741 женщина (8,01%), в том числе 37 601 – в исправительных колониях, лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях и 9 140 – в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственного изолятора при колониях.

Для успешной ресоциализации женщин и предупреждения рецидивов после освобождения необходимо изучать мотивы совершения преступлений. Согласно исследованиям, мотивы женщин не имеют специфики, а на поведение женщин влияют общепризнанные детерминанты общесоциального уровня – социальное и экономическое неравенство разных групп населения, неравенство в распределении доходов, безработица, невостребованность на рынке труда, низкий уровень социальных гарантий в области семьи, материнства и детства и ослабление данных социальных институтов и т.д.

Среди преступлений, совершенных женщинами, отчетливо выделяются две группы: насильственные (убийство, причинение тяжкого вреда здоровью) и корыстные (кражи, мошенничество, продажа наркотиков). Соответственно способы ресоциализации данных групп должны быть различные. По данным ФСИН России, в 2017 году в местах лишения свободы за убийство отбывали наказание 9307 (19,9%) женщин; за причинение тяжкого вреда здоровью – 3141 (6,7%) женщина; за кражу – 4871 (10,4%) женщина; за вымогательство – 2571 (5,5%) женщина; за преступления, связанные с наркотиками, – 15268 (32,66%) женщин. Таким образом, анализ статистических данных показывает, что самыми распространенными преступлениями, совершенными женщинами, являются преступления, связанные с наркотиками.

Среди особенностей женской преступности следует выделить ее распространение в городах среди женщин с неполным средним образованием. Исследователи также отмечают устойчивость рецидивов. В связи с этим работу по ресоциализации женщин-осужденных целесообразно проводить в городах, делать акцент на образовательные программы и психологические тренинги.

Как показывает практика, при освобождении женщины находятся в худшей жизненной ситуации, чем мужчины. Пенитенциаристика накопила немалый опыт разработки и реализации программ по ресоциализации осужденных женщин: повышение общеобразовательного уровня, профессиональное обучение либо повышение производственной квалификации, охрана здоровья, нейтрализация негативных социально-психологических явлений в среде правонарушителей, обеспечение возможности и оказание помощи в установлении и поддержании социально полезных связей, подготовка к освобождению, проведение психолого-педагогических и социально-психологических тренингов по коррекции как индивидуальных, так и групповых особенностей женщин на разных этапах отбывания наказания с целью их ресоциализации.

4.2 Международный опыт
 
При рассмотрении международного опыта можно сделать вывод о том, что целью ресоциализации женщин-осужденных является разработка и применение комплекса организационных, информационных и консультационных методов (технологий), направленных на восстановление, поддержание и развитие социально полезных связей. Наиболее распространенными методами (технологиями) в европейских странах являются:

1. Создание специализированных реабилитационных центров, служб социально-психологической помощи освобожденным из ИУ;

2. Создание служб патроната и попечительских советов;

3. Разработка программ подготовки женщин к жизни на свободе, в том числе:

- организация курсов (по домоводству, личному уходу за собой, полезному проведению досуга, получению специальности (парикмахера, менеджера, повара, садовода));

- проведение культурных и спортивных мероприятий, в ходе которых поощряется самодеятельное творчество;

- предоставление во время отбывания наказания специальных отпусков для устройства на работу и решения бытовых вопросов;

- работа в библиотеках;

- проведение семинаров по проблемам брака, воспитания детей и др.;

- работа со СМИ;

- социальная работа с осужденными, психологическое консультирование.

В Германии специальная комиссия (юрист, советник по трудоустройству, педагоги, психологи, социальные работники, ученые-социологи, сотрудники общей службы исполнения наказаний) в течение 6 недель проводит диагностику личности каждого осужденного и определяет для него мероприятия по ресоциализации; социальная работа ведется по оказанию помощи в организации повседневной жизни (нахождение места работы и профессии через различные программы помощи безработным, поиск и обеспечение их жильем и т.д.).

В Норвегии разработана программа «Победа» по изменению мотивации и реабилитации женщин, которые готовятся к освобождению, включающая в себя: групповую психотерапию; врачебное наблюдение; финансовую помощь.

При поступлении в места лишения свободы осужденный получает пособие, в котором изложены установленные законодательством правила оплаты жилья, получения детских пособий, других средств, выделяемых в качестве помощи семье осужденного.

Во Франции и Скандинавии такое наказание как «лишение свободы на определенный срок» часто заменяется на условное осуждение с испытательным сроком, общественно полезные работы, штрафы. В Финляндии среди лиц, отбывающих наказание, женщины составляют всего 3 %. Есть открытые тюрьмы, где отсутствуют охрана, решетки, заборы. Есть специальное отделение для женщин с детьми. По достижении трех лет ребенка не отнимают у матери, как в России. Вопрос его дальнейшего размещения решается с ее участием.


4.3. Российская система ресоциализации женщин



В России система ресоциализации осужденных женщин сложилась в советское время и мало изменилась в настоящий момент. Программы по ресоциализации женщин, реализуемые в некоторых регионах РФ, предполагают отдельные мероприятия из вышеперечисленного списка. Например, женская колония № 4 УФСИН России по Калининградской области внедряет в практику работы с осужденными арт-терапевтические методы, в том числе роспись на шелке и вышивку. В Можайской женской колонии (Московская область), была апробирована норвежская программа «Победа», которая принесла позитивные результаты по изменению мотивации женщин. Проект «Развитие программ по ресоциализации в учреждении УЗ-62/2 ГУИН МЮ РФ по Нижегородской области» включал комплекс уже указанных мер, однако нужно выделить экскурсионную программу для женщин-осужденных. В Приморском крае в государственную программу ресоциализации осужденных в качестве рекомендации члены общественной наблюдательной комиссии предложили внести внедрение налогового стимулирования для организаций, которые трудоустраивают на своем производстве граждан после освобождения.

В Тверской области отдельных программ по ресоциализации женщин, освободившихся из мест лишения свободы, нет. ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тверской области, в которой на 01.07.2018 отбывали наказание 533 женщины, проводит следующие мероприятия, направленные на социальную реабилитацию и адаптацию осужденных после освобождения из мест лишения свободы: занятия «Школы по подготовке осужденных к освобождению», встречи осужденных с сотрудниками Центра занятости населения, пенсионного фонда; психологические занятия и тренинги по темам: «Психологические основы поиска работы после освобождения из мест лишения свободы», «Поведение в сложных жизненных ситуациях после освобождения из мест лишения свободы».

В связи с вышеизложенным представляется целесообразным УФСИН России по Тверской области изучить опыт других регионов РФ в сфере ресоциализации женщин, рассмотреть возможность внедрения передовых практик; Министерству социальной защиты населения Тверской области взять на особый контроль женщин, освобожденных из мест лишения свободы, с целью своевременного оказания им социально-психологической помощи. Главному Управлению по труду и занятости населения Тверской области необходимо разработать программу профессиональной переподготовки для женщин, освободившихся из мест лишения свободы, с целью их успешной ресоциализации.


Рекомендации


Учитывая ситуацию, сложившуюся в Тверской области в сфере ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, Уполномоченный рекомендует. 


1.                В целях социально-бытовой адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы

УФСИН России по Тверской области:
- усилить контроль за подготовкой и выдачей осужденным исчерпывающего пакета документов перед освобождением из исправительных учреждений, обратив особое внимание осужденных на необходимость получения документов, предоставление которых носит заявительный характер (справка о заработной плате за период работы в исправительном учреждении, медицинские справки, характеристики c места работы и учебы и др.);

- вести учет категорий осужденных, нуждающихся в усиленных мерах социальной поддержки, а именно: осужденных, не имевших постоянного места жительства и регистрации до момента их попадания в места лишения свободы, осужденных, не имеющих родственников, осужденных-инвалидов, пенсионеров, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья и регистрации по месту жительства; заранее передавать информацию о них в территориальные органы социальной защиты населения, УМВД России по Тверской области;

- обеспечить своевременное оформление пенсий осужденным пенсионного возраста;

- при отсутствии у осужденного документов, удостоверяющих гражданство Российской Федерации, наличии сомнений в подлинности или обоснованности выдачи таких документов, а также в обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у него гражданства Российской Федерации, своевременно инициировать проведение проверки Управлением по вопросам миграции УМВД России по Тверской области, организовывать незамедлительную работу по оформлению соответствующих документов;

- наладить регулярный обмен информацией с органами социальной защиты населения по вопросам, связанным с социально-бытовой адаптацией указанных выше категорий граждан;

- проводить работу с органами местного самоуправления по обеспечению жильем лиц, освободившихся из мест лишения свободы, заблаговременно (не менее чем за 1 год до освобождения) направлять соответствующие уведомления и запросы;

- контролировать оказание медицинской помощи осужденным, своевременное проведение медико-социального освидетельствования и переосвидетельствования осужденных - инвалидов, оформление их индивидуальных программ реабилитации и абилитации, соблюдение сроков обеспечения и замены технических средств реабилитации;

- проводить подготовку к освобождению комплексно, сочетая работу психологической и социальной служб, разработать программу по подготовке лиц, готовящихся к освобождению из ИУ, предусматривающую систематическое проведение индивидуальных социально - психологических тренингов, консультирования по проблемам брака, воспитания детей, актуальным вопросам изменения законодательства РФ;

- изучить опыт других субъектов РФ в сфере ресоциализации женщин, рассмотреть возможность внедрения наиболее эффективных практик;




Министерству социальной защиты населения Тверской области:
- проводить работу по изучению потребности в мерах социальной поддержки лиц, освободившихся из мест лишения свободы (помощь в восстановлении и оформлении необходимых документов, в том числе при оформлении пенсий, установлении инвалидности, оказании материальной помощи, обеспечении лекарствами и продуктовыми наборами, устройстве нуждающихся в дома - интернаты, оказании бесплатной юридической помощи), взять на контроль оказание экстренной социальной помощи осужденным, покинувшим исправительные учреждения, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях, совершенствовать оказание мер социальной поддержки данной категории граждан;

- создать при территориальных органах социальной защиты населения специализированную службу социально-психологической помощи освобожденным из исправительных учреждений, в том числе осуществляющую постпенитенциарный патронат женщин, освобожденных из мест лишения свободы.


2.                2. В целях организации обучения осужденных


УФСИН России по Тверской области:

- во взаимодействии с ГУ по труду и занятости населения Тверской области и Министерством образования Тверской области составить перечень наиболее востребованных на рынке труда профессий, в соответствии с которым организовывать профессиональное обучение осужденных в исправительных учреждениях региона;

- рассмотреть возможность получения образования в дистанционной форме.


Министерству образования Тверской области:
- провести проверку фонда учебных пособий и учебников (сроков эксплуатации и соответствие нормам Сан ПиН) в исправительных учреждениях региона, произвести замену и обновление устаревшего книжного фонда.


Министерству образования Тверской области, УФСИН России по Тверской области:
- разработать порядок обучения по программам начального общего, основного общего и среднего образования несовершеннолетних, содержащихся под стражей в следственных изоляторах Тверской области;

- обеспечить возможность сдачи осужденными - выпускниками средней школы при исправительных учреждениях единого государственного экзамена.


3. В целях правового просвещения осужденных


УФСИН России по Тверской области:

- активизировать работу по правовому просвещению, обновить литературу правового характера.


4.     В целях трудоустройства лиц, отбывших наказание
УФСИН России по Тверской области:
- принять меры по организации дополнительных рабочих мест и трудоустройство осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях Тверской области;

Главному Управлению по труду и занятости населения Тверской области:
- проводить работу по квотированию рабочих мест для данной категории граждан с учетом полученного ими в период отбывания наказания профессионального образования, в том числе работу с работодателями на предмет повышения привлекательности предлагаемых вакансий;

- в соответствии с полученными из исправительных учреждений уведомлениями заблаговременно организовывать индивидуальную работу по подбору рабочих мест для лиц, освобождающихся из мест лишения свободы;

- разработать программу профессиональной переподготовки для адаптации женщин, освободившихся из мест лишения свободы.

5. В целях организации полного и всестороннего надзора за лицами, освободившимися из мест лишения свободы,
УФСИН России по Тверской области,
УМВД России по Тверской области:
- наладить более тесное взаимодействие и обмен информацией по освобождающимся и освободившимся из мест лишения свободы.


Заключение

Отбывание наказания в виде лишения свободы связано с рядом негативных факторов, которые нередко затрудняют социальную адаптацию лиц, освобожденных из исправительных учреждений. Усвоение элементов криминальной субкультуры, ослабление семейных и родственных связей, потеря навыков рационального использования материальных ресурсов, неумение принимать конструктивные решения в различных жизненных ситуациях, настороженное отношение со стороны окружающих создают бывшим осужденным значительные трудности, особенно в течение первых месяцев после освобождения из мест лишения свободы.

Изучение данной темы показало, что процесс ресоциализации должен начинаться с первого дня пребывания человека в исправительном учреждении и иметь обязательное продолжение после выхода из мест лишения свободы. В процессе ресоциализации нельзя выделить главные и второстепенные моменты. Здесь каждый этап, начиная с подготовки документов, правового просвещения осужденных, готовящихся к освобождению, работы социальных служб, психологов исправительных учреждений, и заканчивая трудоустройством людей и их обеспечением жильем, участием в их судьбе органов социальной защиты населения, органов местного самоуправления – звенья одной цепи. Сбои на любом этапе ресоциализации, проявляющиеся в несогласованности действий, формальном подходе, отсутствии координации приводят к печальным последствиям. Ценой этих ошибок и недоработок является человеческая жизнь. Ресоциализация осужденных принесет положительные результаты только тогда, когда будет проводиться последовательно, непрерывно, когда все участники этого сложного процесса будут четко ориентированы на возвращение человека в общество.

Уполномоченный выражает благодарность участникам мероприятий, проводимых в целях подготовки настоящего специального доклада, а также учреждениям и организациям, предоставившим необходимую информацию.


Научный отчет о результатах социологического исследования по теме: «Проблемы ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы в Тверской области» >>

Источник: официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Тверской области


Предложение по социальному проекту по ресоциализации граждан, освободившихся из мест лишения свободы >>

Комментариев нет:

Отправить комментарий