среда, 26 октября 2022 г.

Как из Уголовного кодекса страницы вырывали.

 




Декриминализация составов экономических преступлений – один из актуальных трендов развития современного права. Вот и пару недель назад новостные ленты «облетел» слух о том, что депутаты от партии «ЛДПР» предложили вновь изменить Уголовный кодекс РФ, убрав из него ряд статей, устанавливающих уголовную ответственность за экономические преступления.


Предлагаемая реформа направлена на смягчение климата в предпринимательской среде, о чем свидетельствует характер «отменяемых» статей: это положения о регистрации незаконных сделок с недвижимостью, о предоставлении заведомо ложных сведений в межевой план (ст. 170 УК РФ), техплан, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков, либо карту-план территории (ст. 170.2 УК РФ), о злостном уклонении от раскрытия информации, определенной законодательством РФ о ценных бумагах (ст. 185.1 УК РФ). Дополнительно одной из наиболее веских причин применения такой меры специалисты называют масштабные санкции со стороны международных и иностранных органов и организаций.


В целом с инициаторами изменений сложно не согласиться. Действительно, из года в год жесткие (и местами – даже чересчур) рамки уголовного законодательства «тормозят» легальное развитие предпринимательского сектора отечественной экономики, в лучше случае препятствуя созданию нового и развитию уже имеющегося бизнеса, в худшем – стимулируя его становление на нелегальные, «криминальные» рельсы. С экономической точки зрения это максимально важно для ВВП страны, развития производства и создания рабочих мест для населения, снижения разного рода издержек, улучшения общего «финансового климата» в стране и регионах.

Инициатива, поддержанная, к слову, и Президентом РФ в рамках выступления на XXV Петербургском международном экономическом форуме в 2022 году вызвала широкую дискуссию среди теоретиков и практиков права и экономики. Главный вопрос участников полилога – «Что же теперь будет?» Ведь обозначенные изменения назревали давно, тем более что практика декриминализации экономических преступлений продолжается уже обозримое время. 

Еще с 90-х годов прошлого века отечественная экономика претерпела множество декриминализационных изменений законодательства. Так, в 1991 году ушла в прошлое уголовная ответственность за такое популярное в советское время явление как спекуляция. Коммерческое посредничество и частнопредпринимательская деятельность перестали влечь за собой уголовное наказание в конце того же 1991 года, а спустя пару лет из отечественного уголовного законодательства были исключены такие составы как выпуск промышленным предприятием недоброкачественной, нестандартной и некомплектной продукции, а также искажение плановой отчетности, приписки – за несоответствие рыночным принципам современной экономики. Еще через год, в 1994 году, был упразднен двойной уголовно-правовой режим охраны собственности, в ряде составов – снижены сроки уголовной ответственности. 

Однако была и некоторая другая практика, связанная с экономическими преступлениями, которая также повлияла на развитие уголовно-правовой теории и практики того времени. Например, ряд преступлений, связанных с валютой, был переведен из разряда государственных в статус экономических (контрабанда, фальшивомонетничество, нарушение правил о валютных операциях и т.д.), а нормы Уголовного кодекса РСФСР о хищениях оказались несколько изменены и в новом документе объединены в одну общую статью, тогда как советское законодательство, например, включало целых 11 разновидностей хищения – 4 вида личного и 7 видов государственного или общественного хищения. Безусловно, в новый Уголовный кодекс «перекочевали» не все составы, соответственно, ряд из них так же был декриминализирован. 

Однако, справедливости ради, отметим, что в 90-х декриминализация составов экономических преступлений и качественный пересмотр уголовного законодательства преследовали несколько иные цели, прежде всего, ориентируясь на существовавшие в тот исторический период социально-политические реалии. 

В современной же России вся деятельность органов власти и законодателя направлена на всестороннюю поддержку и развитие предпринимательской деятельности. Кроме того, некоторые специалисты отмечают, что в настоящее время в целом наблюдается процесс перераспределения репрессивного ресурса от уголовного права к другим отраслям, в первую очередь – к административному.

Практику современной декриминализации составов экономических преступлений можно разделить на два направления. Первое – это поддержка непосредственно самой предпринимательской деятельности – прямое влияние на нее в позитивном ключе, через смягчение санкций или их полную отмену. Второе – это так называемое косвенное влияние, которое, например, выражается в положительном изменении налоговой нагрузки. Так, в 2009 году был принят ряд существенных налоговых реформ – изменены стоимостные критерии налоговых преступлений, смягчена ответственность. В целом, говоря о современном состоянии норм наказаний за совершение налоговых преступлений, ученые отмечают тенденцию гуманизации положений, которая продолжается и в настоящее время. 

Возвращаясь к главному вопросу, подытожим: как и в 90-е годы минувшего века, сейчас проведение работы по укреплению российского бизнес-сообщества максимально необходимо – в первую очередь, из-за негативного влияния на весь бизнес или его части зарубежных санкций. «Положительно это скажется и на развитии отечественной правоохранительной системы», – так считает первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по экономической политике Денис Кравченко. Его позицию по инициативе приводит «Парламентская газета». Депутат акцентирует внимание на нескольких проблемных аспектах расследования экономических преступлений: это несоблюдение презумпции невиновности, низкий уровень качества доказательной базы таких противоправных деяний, а также часто встречающиеся на практике случаи необоснованного преследования предпринимателей. В поддержку реализации инициативы выступил и председатель Верховного Суда РФ Вячеслав Лебедев, также обративший внимание на случаи неправомерного давления на российский бизнес. 

Таким образом, вопрос о продолжении тенденции к декриминализации норм Уголовного кодекса РФ об экономических преступлениях уже не стоит – он решен положительно и поддержан на самых разных уровнях власти. Остается только наблюдать, какие именно статьи будут исключены из уголовного законодательства следующими.

Источник: АФР


Прочитать ещё 👇









Интересно? Тогда поддержи лайком, репостом или комментарием.



Комментариев нет:

Отправить комментарий