пятница, 8 мая 2020 г.

В Твери демонтировали мемориальную доску жертвам НКВД: решила прокуратура



В Твери с здания бывшего отделения НКВД сняли две таблички. На одной из одной из дощечек было написано: «В память о замученных. Здесь в 1930-50-е годы находилось Управление НКВД-МГБ по Калининской области и его внутренняя тюрьма». На второй - «Памяти поляков из лагеря Осташков убитых НКВД в Калинине - ради предостережения мира».

Таблички, висевшие почти тридцать лет, сняли не вандалы, а блюстители законности. Так решила прокуратура Центрального района города.





Чёрная дощечка, на которой две руки в обрамлении сердца. Запястья стянуты колючей проволокой и тянутся в мольбе в небесам - к Кресту.


Эта табличка - зов из недалёкого прошлого к нам. Символ памяти убитых в годы репрессий. В здании, на фасаде которого она висела, расстреливали людей. По данным «Мемориала», 5 марта 1940 здесь были казнены больше шести тысяч польских военнопленных (узников Осташковского лагеря).

И после войны здесь расстреливали людей, уже советских граждан. Хоронили их потом в селе Медном. Об этом дал свидетельские показания бывший начальник Калининского УНКВД Дмитрий Токарев.

Здание давно принадлежит Медицинской академии. Но таблички напоминали о том, что когда-то здесь не спасали, а убивали людей. Не боролись за их жизни, как делают сейчас профессора от медицины, а мучали.

Летом прошлого года местные коммунисты потребовали таблички снять. Основания? Якобы не было тут никаких расстрелов поляков.

А потом уже подключилась прокуратура. И вот ее решение: убрать, поскольку отсутствуют документы, свидетельствующие о законности установки.

А ещё там есть ссылка на старое заключение от 1995 года: «Отображенное на мемориальной доске наименование не основано на документальных фактах, связанных с приведением в исполнение приговора в отношении указанных лиц из лагеря Осташков в здании, расположенном по адресу город Тверь, ул. Советская, д. 4». Какие такие показания свидетелей?

Как бы там ни было таблички сняли. Дело сделано.

В книге истории человечества много страниц страшных. Подчас позорных. Жизнь перелистывает их, но не вырывает. И только недалекие люди пытаются ... нет, не вырвать листы (это не в их власти), а стереть «записи».

Но написанные кровью буквы все равно проступят. Рано или поздно. Так что лучше исправить все самим. И, если таблички уже разбиты, то сделать новые.

Автор: Ева Меркачева

P.S. Прошу считать эту публикацию официальным обращением к Генеральному прокурору РФ.

Источник: МК


Демонтаж мемориальных досок на здании ТГМУ 7 мая 2020 года. Фото с сайта tverigrad.ru


Обращение Тверского Мемориала к депутатам Гордумы Твери

Уважаемые народные избранники!

Обращаемся к вам в связи с требованием прокуратуры Центрального района г. Твери демонтировать две памятные доски, установленные на здании Тверского государственного медицинского университета в память о жертвах политических репрессий. Одна посвящена советским гражданам, другая – польским военнопленным. Доски установлены в том месте, где с 1935 по 1953 год размещалось Управление НКВД (МГБ) по Калининской области, а также печально известная внутренняя тюрьма (ул. Советская, д. 4). Мы убеждены, что исполнение этого требования противоречит интересам множества жителей города, чьи родственники пострадали от незаконных репрессий, и, более того, способно нарушить гражданское спокойствие в нашем городе и вызвать акции протеста.

Мемориальная доска «В память о замученных…» открыта в ноябре 1991 г. на основе решения исполкома Тверского горсовета от 09.09.1991 г., № 372. Дискредитация этого решения на том основании, что в нем указана устаревшая нумерация здания, лишена здравого смысла. Достаточно уточнить местоположение доски с учетом изменения нумерации, принятой в 2006 году. Доска в память о польских гражданах установлена в июне 1992 г. по согласованию как с властями Тверской области, так и г. Твери. Главный аргумент в пользу ее сноса – надпись, которая, по мнению прокуратуры, не соответствуют исторической действительности, или, как говорится, в прокурорском предписании, «не подтверждается документами». 

Однако установление исторической истины – не функция прокуратуры, которая сама не заметила, как поставила под сомнение сам факт политических репрессий в нашей стране, признанных российской властью на государственном уровне, в том числе и в отношении польских граждан. Этим и вызвано учреждение в регионе мемориального комплекса «Медное». А в Твери в знак поминовения советских граждан установлен монумент в сквере им. Казакова. И главное, День памяти жертв политических репрессий – 30 октября с 1991 г. – отмечается по всей России. Все эти годы организацию траурных мероприятий брала на себя городская власть в лице комитета, а затем управления культуры администрации Твери. 

В свое время (в конце 80-х – начале 90-х гг.) члены Тверского общества «Мемориал» при содействии городских властей, правоохранительных органов и рядовых граждан собрали многочисленные свидетельства о том, что происходило в стенах Управления НКВД, теперь Медицинского университета. В те годы были еще живы те, кто находился под следствием и обретался в подвальных камерах внутренней тюрьмы. Именно тогда стране открылась правда о массовых репрессиях в отношении советских граждан, в том числе и о расстреле польских военнопленных на Тверской земле. Расследование Главной военной прокуратуры, эксгумация тел погибших в 1991 и 1994–95 гг. только подтвердили факт массового расстрела иностранных граждан. В те же годы впервые стали доступны не только сведения под грифом «секретно», но заговорили сами жертвы репрессий.

С тех пор в России опубликованы тысячи и тысячи архивных документов и научных трудов по истории репрессий, изданы многочисленные воспоминания узников ГУЛАГа. В Тверской области создана многотомная Книга Памяти жертв политических репрессий. И создавалась она на основе конкретных уголовных дел, переданных ФСБ по Тверской области Центру документации новейшей истории. Но все эти документально доказанные факты самым недобросовестным образом игнорируются, и, более того, для обеспечения нужных решений привлекают законодательную власть г. Твери.

В этой связи мы призываем депутатов Тверской городской Думы разумно и взвешенно подойти к принятию решения о судьбе памятных досок на здании ТГМУ, свидетельствующих о трагических фактах отечественной истории. Вы должны отстоять честь города, который и сам в советские годы подвергся насильственному переименованию. Но, главное, своим решением вы не должны допустить поругания памяти жертв, которые так или иначе коснулись почти каждой семьи в России. Тем самым вы предотвратите общественное и политическое противостояние в городе Твери.

Правление Тверского отделения Российского историко-просветительского и правозащитного общества «Мемориал» 
7 декабря 2019 года


4 комментария:

  1. В Твери с здания бывшего отделения НКВД сняли две таблички. На одной из одной из дощечек было написано: «В память о замученных. Здесь в 1930-50-е годы находилось Управление НКВД-МГБ по Калининской области и его внутренняя тюрьма». На второй - «Памяти поляков из лагеря Осташков убитых НКВД в Калинине - ради предостережения мира».

    Таблички, висевшие почти тридцать лет, сняли не вандалы, а блюстители законности. Так решила прокуратура Центрального района города. В книге истории человечества много страниц страшных. Подчас позорных. Жизнь перелистывает их, но не вырывает. И только недалекие люди пытаются ... нет, не вырвать листы (это не в их власти), а стереть «записи».

    Но написанные кровью буквы все равно проступят. Рано или поздно. Так что лучше исправить все самим. И, если таблички уже разбиты, то сделать новые.

    ОтветитьУдалить
  2. Правление «Международного Мемориала»: Покушение на память

    Сегодня, 7 мая 2020 года, с фасада бывшего здания УНКВД по Калининской области (ныне здесь размещается Тверской государственный медицинский университет) сняты две мемориальные доски, установленные в 1991 году в память о жертвах сталинского террора. Надписи на демонтированных досках гласили: «В память о замученных. Здесь в 1930-е – 50-е годы находилось Управление НКВД-МГБ по Калининской области и его внутренняя тюрьма» и «Памяти поляков из лагеря Осташков, убитых НКВД в Калинине ради предостережения мира».
    Демонтаж этих досок – не просто вандализм. Это преступление против истории, надругательство над памятью наших сограждан и польских военнопленных, убитых в подвалах этого здания, очередная попытка отрицания всем известных и многократно доказанных документально преступлений сталинского режима.
    Вдвойне отвратительно, что это было провокационно приурочено к кануну 75-й годовщины Победы. Тверские власти не остановились перед тем, чтобы осквернить наш праздник. Если правительство Российской Федерации не предпримет немедленных и решительных шагов, то на страницах газет всего мира статьи о юбилее Победы будут соседствовать с информацией об уничтожении в России памяти об одном из самых тяжких преступлений Второй мировой войны.
    Правление Международного Мемориала
    Москва, 7 мая 2020 года

    ОтветитьУдалить
  3. Вице-премьер и министр культуры Польши Пётр Глинский возмущён демонтажем в Твери памятной доски в память о польских военнопленных, которые, как уверен Dziennik, были расстреляны НКВД в Твери. Политик назвал демонтаж результатом давления со стороны властей. В России же заявляют, что информация на табличке не основана на фактах.

    «В плане российско-польских отношений это очень грустные эпизоды. Там имело место оказание давления, чтобы демонтировать памятную доску, которая говорит об очевидных и реальных вопросах — памятную доску, увековечивающую память убитых в Твери поляков», — заявил вице-премьер и министр культуры Польши Пётр Глинский. «Это очень неприятно. Мы будем решительным образом протестовать в связи с этим вопросом», — добавил он.

    Эти слова стали реакцией на демонтаж доски со здания, в котором в 1930—1950 годы находились Управление НКВД-МГБ по Калининской области и его внутренняя тюрьма, и «именно там были расстреляны военнопленные поляки», утверждает Dziennik. Надпись на доске была выполнена на польском и русском языках, подчёркивает издание. Ещё одна демонтированная доска была посвящена жертвам репрессий 1930-х годов.

    В конце прошлого года районная прокуратура обратилась к местным властям с требованием снять памятные доски. Районный прокурор Эльвин Байдин выяснил, что первая табличка — о жертвах репрессий 1930-х годов — по документам 1991 года была установлена по другому адресу. В прокуратуре это посчитали недопустимым нарушением. Что касается российско-польской доски, её содержание не основано на фактах, заявляют в прокуратуре.

    Не до конца понятно, почему памятные доски были демонтированы и куда они в итоге попадут, резюмирует Dziennik.

    ОтветитьУдалить