среда, 14 июня 2023 г.

В ЗАКОНЕ О ПРОБАЦИИ НАЙДЕНЫ ТЕМНЫЕ МЕСТА

Реализация общих слов о бесплатной юрпомощи экс-заключенным отложена на потом

Уголовно-исполнительные инспекции
правовую помощь оказывают в своем формате.
Фото со страницы УФСИН России по Вологодской области в «ВКонтакте»


В Бурятии бывшим заключенным могут бесплатно предоставлять адвокатов, такой законопроект инициирован прокуратурой республики. Как напомнили «НГ» эксперты, бесплатная юридическая помощь (БЮП) этой категории граждан обещана и недавно принятым федеральным законом о пробации, правда, лишь с 2025 года. Так что пока не ясно: будет ли такая мера соцподдержки на практике либо же ее отложат подальше или вовсе заморозят из-за нехватки средств. При этом административный контроль над экс-осужденными, для которого есть и структуры, и финансирование, с января 2024-го начнут ужесточать без пауз.

Прокуратура Бурятии инициировала поправку в республиканский закон о БЮП в интересах граждан, освободившихся из мест лишения свободы. Правда, речь идет лишь о тех, кто прибыл в регион в течение полугода с момента выхода на волю и попал «в трудную жизненную ситуацию». Им обещают, к примеру, помочь консультациями по трудоустройству и сделкам с недвижимостью.

Подчеркивается, что это обусловлено «необходимостью повышения уровня социальной защищенности и адаптации бывших заключенных». Логичным выглядит и финансовое обоснование: ежегодно на оплату труда адвокатов в рамках БЮП бюджет Бурятии выделяет около 900 тыс. руб., но за последние годы они ни разу не были освоены целиком. Это означает, указывает прокуратура, что дополнительных затрат на экс-осужденных, очевидно, и не потребуется.

Вероятно, что такую меру можно бы и поприветствовать, сказал «НГ» член Московской Хельсинкской группы (ликвидирована в РФ по решению Верховного суда) Илья Шаблинский. Однако, по его словам, не следует забывать и о том, что, согласно ст. 48 Конституции, в случаях, предусмотренных законом, юрпомощь может быть оказана государством бесплатно всякому гражданину. «Я подозреваю, что сразу после освобождения бывшему заключенному требуются прежде всего работа и деньги. Помощь адвоката крайне важна, когда человек находится за решеткой, но на свободе приоритеты несколько меняются», – подчеркнул он. К тому же важно уточнить, что значат слова «для попавших в трудную жизненную ситуацию»? С той точки зрения, кто ее будет определять, и не возникнут ли тут препятствия для получения БЮП?

Член президентского Совета по правам человека Александр Брод считает, что инициатива прокуратуры Республики Бурятия заслуживает внимания: «Освободившиеся из мест лишения свободы нуждаются в правовой поддержке для восстановления документов, трудоустройства, разрешения возникших семейных конфликтов, да и для защиты от бездействия или дискриминации чиновников, работодателей». В то же время, заметил он, федеральный закон «О пробации в РФ» БЮП также предусматривает, но данная часть закона вступает в действие только с 2025 года. При этом указано, что БЮП наряду с социальной и психологической помощью должны оказывать уголовно-исполнительные инспекции (УИИ), все это составляет обязательную часть индивидуальной программы пробации. Однако, по словам Брода, несложно себе представить, что в УИИ «будет ощущаться дефицит опытных кадров, в том числе и юристов», качество же юруслуг может быть низким, а сами они – формальными.

Однако в том же законе о пробации предусмотрена и возможность взаимодействия УИИ и центров пробации с профильными НКО, кстати, в ряде регионов последние давно пытаются оказывать бывшим осужденным правовые консультации, даже получая на то гранты из федерального и местного бюджетов. Впрочем, также давно известно, что чиновники к общественникам относятся настороженно. Тут, подчеркнул Брод, и могло бы сыграть позитивную роль законодательство о БЮП, хотя плохо, что «далеко не все бывшие осужденные попадают в категорию лиц, которые могут ею воспользоваться». Поэтому-то, уверен он, «необходимо корректировать это законодательство – как федеральное, так и местное». Тем более что там везде имеются свои подводные рифы. Например, регионы выделяют на БЮП небольшие бюджеты, да и те порой не осваиваются. «Адвокаты не особо стремятся работать в этой малооплачиваемой сфере. Да и об услугах БЮП население слабо информируется. Есть и неверие в БЮП, сложилось мнение о некачественной услуге. А чиновники относятся к этим программам как к пятому колесу в телеге», – пояснил «НГ» Брод, который считает, что тем не менее при наличии политической воли опыт Бурятии можно распространить и на остальные регионы.

Закон о ресоциализации под надзором правоохранителей принят в начале этого года, он вступит в силу двумя этапами в течение 2024–2025 годов. Для экс-заключенных предусматривается помощь в трудоустройстве, медобеспечении, получении образования, восстановлении документов и прав на имущество. Но эксперты неоднократно высказывали опасения, что положения закона о гуманизации будут минимизированы – и все сведется к ужесточению контроля над данной категорией граждан. Кстати, права бывших осужденных и так уже давно закреплены в ст. 182 УИК: освобождаемые от ареста или лишения свободы имеют право на трудовое и бытовое устройство, соцподдержку, в том числе единовременное денежное пособие, если их доходы ниже прожиточного минимума. Однако в реальности таких программ почти и нет, максимум при выходе из колонии можно рассчитывать лишь на 850 руб. подъемных и на билет до дома.

Как сказал федеральный судья в отставке Сергей Пашин, закон о пробации, конечно, принимался в интересах в первую очередь ФСИН. На реальную помощь бывшим заключенным можно только надеяться, «проблема в том, будут ли на это деньги, и реально ли они будут выплачиваться?» По его словам, положения о пробации, как обычно, принимались якобы из лучших побуждений, да и «в любом случае должны же что-то рабочее заимствовать у Запада, а не только его ругать». Однако из зарубежного опыта следует, что наиболее эффективна та модель пробации, когда есть взаимосвязь между государством и общественными социально-реабилитационными программами. В России федеральную службу помощи бывшим заключенным выстраивают на базе нынешних УИИ, а потому есть большая вероятность, что пробация в варианте Минюста РФ не будет иметь ничего общего с реальной помощью, ее используют лишь для усиления контроля над гражданами. Тем более, напомнил Пашин, было уже немало случаев, когда исполнение законов, требующих реального вложения денег, периодически откладывается. Так что он не исключил: контролирующие меры заработают сразу, а вот социальные могут постоянно переносить на более поздние строки: «Для контролирующих мер есть и структура, и финансирование, а для либеральных мер – ни того, ни другого». 



Автор: Екатерина Трифонова - корреспондент отдела политики "Независимой газеты"

Источник: Независимая газета


Прочитать ещё 👇

👉 Этап из СИЗО. Встреча с «директорами»

👉 Охота на женщин

👉 Список различных специализированных организаций, компетентные специалисты которых занимаются вопросами ресоциализации граждан, освободившихся из мест лишения свободы

Комментариев нет:

Отправить комментарий