суббота, 26 декабря 2020 г.

В чем причины рецидивов преступлений и как этого избежать

В последние годы в связи с гуманизацией уголовной политики России суды все чаще назначают наказания, не связанные с изоляцией осужденных от общества. В связи с этим вопросы профилактики повторных преступлений и правонарушений среди указанных лиц становятся особо актуальными.



В чем причины и условия совершения осужденными без изоляции от общества новых преступлений и можно ли их предотвратить? Об этом интервью со старшим помощником прокурора республики по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, старшим советником юстиции Тимуром Аркадьевичем Никифоровым.



- Тимур Аркадьевич, какие лица состоят на учете в уголовно-исполнительных инспекциях?

- На территории нашей республики функционирует Уголовно-исполнительная инспекция УФСИН России по Республике Саха (Якутия), в состав которой входит 15 районных и межрайонных филиалов, которые осуществляют контроль за поведением условно осужденных лиц - это самый многочисленный пласт осужденных, и исполняют следующие виды уголовных наказаний: обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Кроме того, осуществляется контроль за исполнением судебных решений об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста, залога, запрета определенных действий.



- Как много лиц проходит по учетам уголовно-исполнительной инспекции у нас в республике?

- За 11 месяцев текущего года по учетам инспекций прошло более 8800 осужденных без изоляции от общества и свыше 140 обвиняемых и подозреваемых, в отношении которых применена мера пресечения в виде домашнего ареста. То есть в общем около 9 тысяч лиц. По состоянию на 30 ноября на учете состояли около 5300 осужденных и лиц, находящихся под домашним арестом.

Для сравнения во всех исправительных учреждениях республики в настоящее время отбывает наказание всего 2200 осужденных к реальному лишению свободы.

То есть осужденных без изоляции от общества почти в два с половиной раза больше, чем тех, которые отбывают наказание в местах лишения свободы.


- Сколько ими совершено преступлений? Каковы основные причины их совершения?

- За 11 месяцев текущего года осужденными, состоящими на учете в филиалах уголовно-исполнительной инспекции, совершены 134 повторных преступления.

К основным причинам совершения лицами, состоящими на учете в УИИ, повторных преступлений, как и раньше, можно отнести социальные факторы: криминальная зараженность подучетных лиц, уровень безработицы, злоупотребление алкогольными напитками и т.д.

Проведенный анализ показал, что из числа лиц, совершивших в этом году повторные преступления после постановки на учет в УИИ, почти половина (45 процентов) ранее судимы дважды и более раз, более 80 процентов не имеют постоянного места работы, больше 40 процентов лиц совершили преступления в состоянии алкогольного опьянения. Практически 2/3 преступлений относятся к преступлениям против собственности, подавляющее большинство из которых - это кражи.

Кроме того, условием, способствовавшим совершению осужденными повторных преступлений, явились и ненадлежащая работа сотрудников УИИ и ОВД по контролю за их поведением, низкий уровень межведомственного взаимодействия между указанными органами.

Непроведение индивидуальной профилактической работы с лицами, состоящими на учете, отсутствие должного внимания со стороны контролирующего инспектора за поведением осужденного, нереагирование на факты смены места жительства и работы без уведомления - все это создает условия для дальнейшего ухудшения дисциплины осужденных, что в конечном итоге приводит к совершению ими повторных преступлений.


- Какую ответственность несёт лицо, состоящее на учете в уголовно-исполнительной инспекции, за совершение преступлений?

- Если говорить о последствиях за совершение преступления, то это безусловное привлечение к уголовной ответственности.

На примере лиц, осужденных к лишению свободы условно (это наиболее распространенная категория подучетных лиц), в случае совершения ими в течение испытательного срока преступления по неосторожности либо умышленного преступления небольшой или средней тяжести вопрос об отмене или о сохранении условного осуждения решается судом.

В случае совершения условно осужденным в течение испытательного срока умышленного тяжкого или особо тяжкого преступления суд отменяет условное осуждение и назначает ему наказание уже в виде реального лишения свободы. При этом ко вновь назначенному наказанию частично или полностью присоединяется неотбытая часть наказания по предыдущему приговору суда.

То есть лицо на определенный, как правило, длительный срок направляется в исправительные колонии различного режима.


- А если лицо нарушает общественный порядок или допускает иные нарушения условий отбывания наказания?

- На примере опять же лиц, осужденных к лишению свободы условно: за нарушение общественного порядка, за которое осужденный был привлечен к административной ответственности, суд по представлению УИИ может продлить испытательный срок.

За систематическое, то есть совершение в течение одного года двух и более нарушений общественного порядка, за которые он привлекался к административной ответственности суд может вынести решение об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором.

То же самое в отношении других категорий осужденных без изоляции от общества.

Так, за нарушение осужденным к обязательным работам порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция предупреждает его об ответственности, а в отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ принудительными работами или лишением свободы.

При этом злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается не только осужденный, скрывшийся от отбывания наказания, но и более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин либо более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину.

Нарушением порядка и условий отбывания осужденным исправительных работ являются:

- неявка на работу без уважительных причин в течение пяти дней со дня получения предписания уголовно-исполнительной инспекции;

- неявка в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин;

- прогул или появление на работе в состоянии опьянения.

За указанные нарушения инспекция объявляет ему предупреждение, также может обязать его до двух раз в месяц являться в УИИ для регистрации.

В случае повторного нарушения, а также при отсутствии сведений о местонахождении осужденного, он признается злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ и в отношении такого лица инспекция направляет в суд представление о замене исправительных работ направляет в суд представление принудительными работами или лишением свободы.

За 11 месяцев этого года судами республики по представлениям уголовно-исполнительной инспекции вынесено 256 решений о замене либо отмене наказаний, не связанных с изоляцией от общества, на реальное лишение свободы.


- Какие права имеются у лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, как до них доводится эта информация?

- В соответствии с положениями Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной приказом Минюста России в день явки осужденного инспекция проводит с ним первоначальную беседу, в ходе которой разъясняет:

- порядок и условия отбывания наказания, назначенного приговором суда, права и обязанности осужденного, ответственность за их несоблюдение; последствия совершения повторного преступления;

- осужденному к обязательным работам, исправительным работам право на обращение в суд с ходатайством об отсрочке исполнения приговора при наличии определенных оснований;

- осужденному к исправительным работам - право обращения в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из заработной платы в случае ухудшения его материального положения;

- условно осужденному - порядок исполнения возложенных судом обязанностей, последствия их невыполнения, ответственность за нарушение общественного порядка, возможность отмены условного осуждения и снятия с него судимости;

- осужденному, не имеющему документов, удостоверяющих личность, - о необходимости обращения в органы внутренних дел по месту пребывания или по месту фактического проживания для получения временного удостоверения личности гражданина либо паспорта, а также о наступлении административной ответственности за отсутствие указанных документов и регистрации;

- права осужденного, сопряженные с отбыванием наказания, в том числе о праве на обращение в органы социальной защиты населения для оказания социальной помощи при тяжелом материальном положении (по оплате оформления документа, удостоверяющего личность, и др.).


- Немаловажная составляющая работы по предупреждению повторных преступлений осужденных без изоляции от общества - социальная помощь. Какая работа проводится УИИ в этом направлении?



- В прямом смысле УИИ не являются субъектами оказания такой помощи осужденным, для этого существуют уполномоченные на то органы в лице соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Также социальную поддержку и помощь оказывают общественные объединения и иные организации.



Вместе с тем, при участии УИИ подучетным лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, оказывается разноплановая помощь:



- содействие в трудоустройстве, приобретении профессии, получении медицинской помощи, восстановлении утраченных документов;

- получении материальной помощи, решении жилищных проблем, организации летнего отдыха несовершеннолетних осужденных, получении психологической и иной помощи (организация досуга, получение образования и прохождение профессионального обучения и др.).



Таким образом, можно констатировать, что деятельность УИИ в рамках организации социальной работы с подучетными лицами проявляется в:

1. Разъяснении осужденным их прав, реализация которых влияет на исполнение наказания.

2. Правовом информировании, в частности, доведении информации об адресах и возможностях организаций социальной защиты, расположенных по месту жительства осужденного, содействие в получении психологической и иной помощи.

3. Информировании других субъектов о необходимости оказания адресной помощи осужденному в получении документов, удостоверяющих личность, решении жилищных проблем, и т.д.


Также можно выделить оказание содействия в трудоустройстве осужденных.


Указанные вопросы, в том числе, были рассмотрены в ходе учебно-методического семинара, прошедшего на базе Мегино-Кангаласского межмуниципального филиала УИИ в феврале этого года, где были обсуждены вопросы организации взаимодействия уголовно-исполнительной инспекции с субъектами профилактики правонарушений муниципальных образований.


- Можете подробнее рассказать о мероприятиях, проводимых в целях оказания помощи в трудоустройстве осужденных? Вот что делать осужденному без изоляции от общества, у которого нет работы?

- Во-первых, необходимо озвучить указанную проблему инспектору УИИ при первоначальной беседе либо в любой другой момент во время нахождения лица на учете.

В настоящее время уголовно-исполнительной инспекцией совместно с органами занятости населения проводятся мероприятия, направленные на повышение уровня трудоустройства осужденных.

Постоянно проводятся мероприятия по обеспечению трудовой занятости осужденных совместно с Государственным комитетом по занятости населения Республики Саха (Якутия), ГКУ «Центр занятости г. Якутска».

В частности, реализуется пилотный проект «Труд - путь к новой жизни» в трех центрах занятости населения в Хангаласском и Ленском районе и городе Якутске. Проводятся Ярмарки вакансий для осужденных без изоляции от общества и лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Представители Центра занятости населения информируют желающих трудоустроиться об оказываемых государственных услугах и о возможностях прохождения профессионального обучения, порядке составления резюме.

Осужденным может быть оказана психологическая помощь. К сожалению, не во всех филиалах УИИ имеются штатные психологи. Вместе с тем заключено соглашение Центром социально-психологической поддержки семьи и молодежи, филиалы которого имеются во многих районах республики.

Также можно пройти обучение в профессиональных образовательных организациях в рамках реализации подпрограммы «Содействие деятельности уголовно-исполнительной системы и социальной адаптации и реабилитации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, а также лиц, осужденных без изоляции от общества» Госпрограммы республики по профилактике правонарушений на 2018-2022 годы.

В текущем году организовано обучение 17 осужденных в профессиональных образовательных организациях Республики Саха (Якутия): в Якутском технологическом техникуме сервиса, Якутском индустриально-педагогическом колледже, Алданском политехническом техникуме.

В соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 28.06.2012 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в Республике Саха (Якутия)» в категорию граждан, испытывающих трудности в поиске работы, входят также несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет, состоящие на учете уголовно¬исполнительных инспекций. Для них установлены квоты для приема на работу.



Кроме того, недавно в Якутске и ряде районов открылся многофункциональный центр «Мой бизнес», где организована вся инфраструктура государственной поддержки, в том числе и для начинающих предпринимателей, которые смогут оформить и зарегистрировать свой бизнес. Получить выписку из ЕГРЮЛ, сдать упрощенную налоговую декларацию и дополнительно получить любую консультацию по бизнесу. Получить образовательные услуги, оформить льготный кредит.

Осужденные, состоящие на учете в уголовно-исполнительной инспекции, в большинстве своем также имеют право на организацию своего бизнеса.

В завершение хотелось бы сказать, что процесс так называемой ресоциализации осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, зависит, в первую очередь, от самого осужденного, от его желания прекратить заниматься преступной деятельностью, вернуться в семью, общество, учиться, работать. А уполномоченные органы в лице соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, общественных организаций могут ему в этом лишь помочь.

Источник: ИАП "Новости Якутии "

Комментариев нет:

Отправить комментарий